Срочные новости раздела
В театре Розовского показали «квадробера» конца XIX века

В театре Розовского показали «квадробера» конца XIX века

В «Попрыгунье», которую на сцене театра «У Никитских ворот» представили в конце октября, «актуализирующих» штучек тоже было крайне немного, за исключением «квадробера» конца XIX века: один из гостей светской особы Ольги Ивановны (Виктория Корлякова) в разгар веселья стал на колени и комично залаял по-собачьи, что является несомненной отсылкой к набирающему популярность явлению наших дней.

В остальном драматическая основа сохранена с заслуживающей похвалы точностью. Он — служащий в двух больницах и оттого вечно уставший доктор Осип Степанович Дымов (Вадим Пожарский). Она — гораздо более молодая, праздная и оттого претендующая на статус человека с «тонкой душой» ценительница и «покровительница искусств», но только не в масштабах Третьякова или Саввы Мамонтова, а в смысле накормить и напоить на скромное жалованье мужа шатающихся по чужим домам «декадентов» - художников, поэтов, артистов и прочих в надежде найти среди них новых гениев.

Показательно, что в спектакле круг общения Ольги Ивановны обезличен за исключением пейзажиста Рябовского, который увлек ее в творческое путешествие по Волге и соблазнил. Разворачивание во времени и пространстве «любовного треугольника» занимает все первое действие, тогда же происходит раскрытие персонажей. И здесь бросается в глаза, что Вадим Пожарский, пришедший в театр к Розовскому в 2023 году из театра Российской армии, со своей задачей справляется гораздо лучше — усталость, душевная инертность и апатия, рассеянность, снисходительность к развлечениям молодой супруги (в рассказе, кстати, разница в возрасте минимальна — 31 и 22 года), его готовность принимать как данность измены («Надо не подавать вида... Что случилось — того не поправишь», - говорит он.) сыграны прекрасно. Его должны жалеть — и чувство жалости у зрителей возникает мгновенно.

В это же время Ольге Ивановне автором исходного рассказа написано на роду быть экзальтированной, порывистой, бесконечно увлекаемой и увлеченной, но Виктория Корлякова при всем театральном и кино-опыте создает более односложный образ.

В сцене рисования картины — если это не сознательный прием — она напоминает механическую куклу, что, впрочем, может быть метафорой, выражающей мысль, что героиня на самом деле — пустышка. Только в финале, когда на Ольгу Ивановну обрушивается ужас осознания, что настоящего великого человека она проглядела — роль дается на все сто.

Конечно, в этих словах слишком много субъективности и я не учитываю, что в очередь с Корляковой играет Яна Прыжанкова (не исключено, что совершенно с другим результатом), но речь идет о конкретном составе спектакля. И поскольку он попал в «обойму» триптиха, это вынуждает нарушать все правила и сравнивать главных героинь — и тогда «Попрыгунья» уступает «душечке» Оленьке в исполнении Николины Калиберды.

«У тебя есть один очень важный недостаток. Ты совсем не интересуешься искусством. Ты отрицаешь и музыку, и живопись», - слово в слово, как у Чехова, говорит Ольга Ивановна Дымову. «Я не понимаю их... Я всю жизнь занимался естественными науками и медициной, и мне некогда было интересоваться искусствами», - отвечает доктор, которому гениальный писатель вложил в уста формулу мирового равновесия: знакомые Ольги Ивановны не знают естественных наук и медицины, однако она не ставит им этого в упрек, ибо у каждого свое и если одни умные люди посвящают опере и пейзажам всю свою жизнь, а другие умные люди платят за них громадные деньги, то, значит, они нужны.

Изначальная диспозиция в рассказе такова — Дымов «прост», а обожатели и приживалы Ольги Ивановны сложны и утончённы, причем чем замысловатее объяснялся художник Рябовский, «тем легче она его понимала». А потом Чехов «убивает» Дымова, бесстрашно спасающего больных и высасывающего у погибающего мальчика через трубочку дифтеритные пленки, чтобы предотвратить закупорку дыхательных путей — и гениально переворачивает кажущийся законченным мир с ног на голову, показав, кто есть кто на самом деле.

И отсюда вырастает еще одна «проблема с кастом». В начале второго действия зрителям будет сообщено, что под Рябовским Чехов подразумевал Левитана, у которого на самом деле был роман с замужней дамой Софьей Петровной Кувшинниковой. И если допустить, что Игорь Скрипко — молодой выпускник ГИТИСа — играет всемирно известного живописца, то он решительно не соответствует образу Левитана, который и на фото, и на картинах — эпичен и брутален, в первую очередь благодаря густой черной бороде и усам, «бархатным глазам» и арабо-испанским благородным чертам лица. Но есть одно «но» - и оно самое коварное. К героям художественного произведения, согласно завету великого филолога Григория Александровича Гуковского, нельзя относиться как к реальным людям, как к своему соседу по лестничной площадке.

А если Рябовский — некая форма «пародии» на Левитана, его «шаржево-карикатурное» изображение, то появление Скрипко в красном шарфе и типичном, как клоунский нос, красном берете, означает, что Марк Григорьевич Розовский в механизмах, действующих в литературе, разбирается не хуже Гуковского. И тогда «простительны» такие допущения, как юные особы, портреты которых один за другим пишет Рябовский-псевдолевитан (у Чехова Ольга Ивановна застает любовника в мастерской с единственной незнакомкой и, кажется, нет намека на то, что девица позировала).

Второй акт окончательно сделал постановку философским произведением — заодно стало понятно, что является main theme музыкального сопровождения, а именно варианты мелодии романса «Утро туманное», поэтический рерайт которого многократно сделал Ряшенцев.

Обманутый муж гибнет — причем губит его не принятие или отторжение лжи, а самоубийственная верность профессии. И основная тяжесть передачи ужаса трагического исхода ложится на плечи ветерана театра Андрея Молоткова, исполняющего роль друга и коллеги Дымова Коростелева. Если реплики Молоткова сократить до трех — «разве она понимает в общей патологии», «я вас к нему не пущу, он все равно в бреду» и последней, прозвучавшей, как раскат грома - «Прозевала!» - их было бы достаточно, настолько мощен и органичен артист на сцене.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...