Срочные новости раздела
Знаменитую пьесу Александра Гельмана поставили теперь и в театре Марка Розовского

Знаменитую пьесу Александра Гельмана поставили теперь и в театре Марка Розовского

Конечно, своим успехом мхатовская постановка обязана в первую очередь не затронутым «постельным» темам, а худруку Олегу Ефремову и исполнителям двух главных и единственных ролей — Татьяне Дорониной и Олегу Табакову. В Сети можно найти разные цифры, но историю «мелкого обманщика» и «проститутки» ставили в России и за границей потом еще раз сорок. Сделал это в конце осени 2024 года в качестве режиссера-постановщика и заслуженный артист России Юрий Голубцов (при руководстве Марка Розовского). Причем Гельман приехал в театр «У Никитских ворот» на премьеру, разместившись в третьем ряду Старой сцены, а в конце скромно поклонился публике.

Перезагрузка театрального хита прошлых лет — огромный риск, но, как я писал недавно по поводу ленкомовского «Гамлета» 2024 года: если считать, что «раньше было лучше», то нужно в театрах вешать белый экран, ставить видеопроектор и крутить записи спектаклей с Высоцким и Табаковым. Или — мириться с реакцией зрителей, примерно такой (цитирую подслушанный в кулуарах разговор): «В первой половине они (Владимир Давиденко и Наталья Баронина) проигрывали тем составам».

Кстати, особенно было интересно, будет ли совпадать актер-кавалер из нового каста с описанием в первоисточнике: «лысый плотный мужчина сорока пяти лет, несколько неопрятно одетый: старые джинсы, мятая вельветовая курточка зеленого цвета, рубашка без галстука».

К счастью, Давиденко (известного друзьям театра Розовского в том числе по роли Портоса в перезагрузке «Трех мушкетеров») густой шевелюры лишать не стали и не гримировали соответствующим образом, но зато он был достаточно «помятым», чтобы воплощать на сцене забулдыгу «мейд ин ЮЭСЭСА». Но, кстати, сорок лет назад лысым перед зрителями не показывался и сам Табаков — он же не Куценко, сияющий затылок которого стал фишкой одного из вариантов «Скамейки».

Что касается Барониной, которая в жизни на 12 лет старше своего партнера по спектаклю, то она, несомненно, светловолосая дама и прекрасно сыграла нескладность, простоватость и тоску немолодой женщины по любви и — простите за детализацию — физической близости.

Конечно, у Гельмана героине 37 лет, но образцовая литература стала явно быстрее сваливаться за горизонт эпической дистанции. И в XIX веке, если верить интернетам, 34-летнего Карамзина называли человеком, приблизившимся к «возрасту угасания», а если копать глубже, «старикану» кардиналу Ришелье к моменту Великой осады было 42 года.

Пространственным фоном встречи двух одиноких сердец (одному из которых быть одиноким не мешал штамп в паспорте) у Александра Гельмана выступил городской парк с музыкой, где «крутились карусели, торговали киоски, трещали стрелковые тиры». Перемещая героев вместо средоточия дозволенных при социализме увеселений в тихий уголок парка, автор намеренно помещает Мужчину и Женщину в искусственно ограниченную, как тюремная камера, среду. Где спичечка, газета, которую можно почитать или постелить куда-то, чтобы не испачкать одежду, тканевый носовой платок вдруг начинают обладать повышенной ценностью, совершенно непонятной в нашей действительности, включающей смартфоны и пачку одноразовых платочков за 15 рублей.

Старая сцена театра «У Никитских ворот» — зал очень небольшой, так что остальной мир дан только как звук, а физически присутствуют только скамейка и Двое. Но этого вполне достаточно, и как раз камерность и нужна.

Также хорошо, что у Розовского не стали осовременивать «Скамейку». Оставив как есть непонятные реалии для родившихся в 90-е и позже: «огромную» зарплату в 350 рублей и барскую широту трат того, кто ее получает. Проблему раннего закрытия магазинов, воспетую еще Венедиктом Ерофеевым («в шесть работа кончается, а в девять уже гастроном закрыт. Вот и крутись как знаешь!»), бытовые неурядицы тружениц чулочной фабрики (ну где сейчас чулки производят в фабричных масштабах?). И, наконец, всенародный трепет перед советской «триадой» потребительского идеала: «Квартира. Дача. Машина».

Гельман, конечно, не первым дерзнул проговорить, что народ, даже советский, — это далеко не совокупность героев и творцов истории, а совокупность «маленьких», а оттого ранимых и хрупких перед катком этой самой истории людей. По-настоящему жаждущих только любви — в любые эпохи.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...