Срочные новости раздела
Зощенко приехал погостить в Москву: театр «Мастерская» гастролирует в столице

Зощенко приехал погостить в Москву: театр «Мастерская» гастролирует в столице

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У каждого был свой фаворит — «История болезни», «Обезьяний язык», «Аристократка»... У многих Зощенко ассоциируется с фильмом Леонида Гайдая «Не может быть!». Несколько другой взгляд на его сатиру предложили в театре «Мастерская»: зритель и хохотал, и плакал.

«До начала спектакля 3 минуты» значится на табличке, висящей над сценой, но действие уже началось: грустный Зощенко играет на фортепиано что-то тоскливое. У него депрессия, выбраться из которой доктор предлагает ему с помощью чтения рассказов Зощенко, над произведениями которого от души смеется сам врач; очевидно, он не знал, что перед ним сам автор произведений…

Далее — калейдоскоп хорошо знакомых образов, за которыми наблюдает их автор. Зрители хохочут. Где-то громче и чаще, где-то реже. Безусловными фаворитами, судя по реакции зала, были «Аристократка» и «Преступление и наказание». Единственный, кто ни разу не то что не засмеялся, даже не улыбнулся — Михаил Зощенко, роль которого исполняет режиссер постановки Максим Студеновский. Впрочем, и сам Зощенко говорил: «Тут я подумал о своих рассказах, которые заставляют людей смеяться. Я подумал о смехе, который был в моих книгах, но не был в моем сердце». Автор внимательно наблюдал со стороны за своими персонажами — яркими и выразительными героями анекдотических историй. Публика сосредоточенно наблюдает за героями новелл, в которых легко узнать типичные образы, воплощающие невежество, жадность, пошлость, неверность и другие пороки советских граждан, которые, впрочем, актуальны и по сей день (в антракте, наблюдая за некоторыми зрительницами, увлеченно поедающими пирожные из театрального буфета, невольно хочется пошутить: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»). Красочные костюмы, смешной говор, драка толпы в транспорте сопровождаются смехом в зале. Но если взглянуть на край сцены, где сидит Зощенко, все происходящее начинает восприниматься совсем иначе — покрывается вуалью трагедии. Пороки высмеяны, с одной стороны, и тут же оплаканы — с другой. Для нас — смешно, но для героев рассказов, которые, безусловно, существовали тогда и существуют сейчас в реальной жизни, их порок — беда и трагедия. Зощенко не жесток по отношению к героям своих рассказов и к людям, хотя и выводит их пороки на сцену во всей красе. Автор человечно сочувствует им, соболезнует им и принимает их несовершенства. Вот такая жестокая безусловная и всепрощающая — любовь!

У постановки есть несколько «фишек». Во-первых, многоплановость композиции, сотканной из двух частей: реальная жизнь писателя с его воспоминаниями и его рассказы. На сцену выведены «кусочки» памяти Зощенко, где читают свои стихи его коллеги-литераторы Сергей Есенин и Александр Блок, тоже трагичные фигуры. Еще один интересный ход — кинематографическая вставка по рассказу «Любовь», короткометражный фильм, который сам по себе является метафорой, отражающей кинематографичность его рассказов. Действительно, когда читаешь его произведения, в воображении легко рисуются мини-фильмы.

Наконец, еще одна составляющая, которая нашла отклик в зрительном зале, — музыка спектакля. Задачи попасть в эпоху здесь ставили не всегда. Так, влюбленная Машенька в сцене по рассказу «Любовь», лежа на снегу, вдруг запевает строчки из песни «Нева-неважно» группы 5nizza. С песни Франсуазы Арди «Как сказать тебе прощай» начинается «Преступление и наказание», где сам текст предвосхищает «мораль сей басни»: не лучше ли объясниться с нелюбимым человеком, нежели обманывать его? С другой стороны, если бы мы все были честны друг с другом, не было бы и «басни».

В зале не было гробовой тишины, зрители, очевидно, близко знакомые с творчеством писателя, ностальгически заканчивали цитаты персонажей со сцены:

— Сейчас будет знаменитое: «Ах ты, рыбий глаз!», слушай! Вот!

— «Я ее провожай… — говорит Васька со сцены.

— …Я и имущества лишайся», — шутливо завершает зрительница, нашептывая афоризм соседке.

Реакции были контрастными: одновременно и смеялись, и плакали. А в финале — молча громко аплодировали и долго не отпускали актеров со сцены. Петербургских артистов московские зрители встретили и приняли тепло, а те в свою очередь заставили публику всплакнуть над рассказами Зощенко, над которым, казалось бы, принято исключительно смеяться.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...