Срочные новости раздела
«Маленькие трагедии» превратили в «иммерсивный ванитас» в избе-читальне

«Маленькие трагедии» превратили в «иммерсивный ванитас» в избе-читальне

Это не первый спектакль по «Маленьким трагедиям», который украсил театральные афиши столицы в год пушкинского юбилея. Их классическое прочтение совсем недавно представил в Малом театре режиссер Алексей Дубровский. В «Мастерской Петра Фоменко» в «Маленькие трагедии» с подачи Федора Малышева добавили элементы иммерсивности — тридцать зрителей разместили между Новой сценой и фойе.

Спектакль, который играют в Московском драматическом театре Есенина, — «бродилка» по старинному особняку, которую играют, по словам постановщиков, в жанре ванитаса. Ванитас — это жанр натюрморта, пик популярности которого в Европе совпал с годами жизни Шекспира. Художники воплощали смерть и бренность человеческого существования через узнаваемый живописный язык, мрачно трактовали символы. Каждый предмет тут имеет иногда двойное или тройное значение. Например, меч и доспехи символизируют могущество и богатство в земном мире, руины напоминают о скоротечной жизни тех, кто их населял когда-то, а музыкальные инструменты означают эфемерность человеческой жизни.

Символика оригинального жанра сохраняется в сценографии и костюмах. Альбер всюду берет с собой меч, Сальери оказывается на руинах. Но создатели спектакля не стремятся к документальной точности в атрибутике.

Тут очень важно место, где играют спектакль, — библиотека-читальня имени Пушкина, особняк купца Мухина. Первую столичную читальню открыли к столетию поэта, а позднее библиотека переехала в усадьбу Мухиных, где и располагается сейчас. Сам дом старше классика и до 1911 года переходил от купца к купцу. Первой распорядительницей читальни была дочь Пушкина — Мария Гартунг. Считается, что ее внешность Толстой описал в «Анне Карениной». Она стала прототипом для облика главной героини.

Актер Сергей Хачатуров рассказывает:

— Это отчасти автобиографическая история. Мне кажется, что эпизоды из «Трагедий» схожи с периодами жизни самого Александра Сергеевича. Наш спектакль как будто идет по этапам жизни Пушкина — начинает с некоего «семейного» пролога: юность поэта, «Скупой рыцарь», с отцом у поэта сложно складывались отношения. Потом буйная молодость с обилием женщин и веселья — это «Каменный гость». «Моцарт и Сальери» — сочинение уже более зрелое, осмысляющее двоякий мир искусства. «Пир во время чумы» — такой странный мир, где все потери скрашиваются беспечным пиром. Чем-то схоже с его стихотворением «19 октября»: «Я пью один; вотще воображенье / Вокруг меня товарищей зовет...».

Для «Маленьких трагедий» Пушкин избрал четыре страсти, через которые, по словам литературоведов, исследовал основные формы «наслаждения жизнью», оказавшиеся разрушительными. Богатство и алчность сгубили жизнь («Скупой рыцарь»), остатки чести и любви уничтожил азарт («Каменный гость»), гения искусства сгубила зависть упорного творца («Моцарт и Сальери»), а порицаемая обществом беспечность оказалась единственным способом справиться с потерей («Пир во время чумы»).

Авторам спектакля интересно противопоставление двух типов героев: с одной стороны, замкнутых в собственных эгоизме и скупости, вроде пушкинского Сальери или Барона (обоих играет Ильдар Аллабирдин, он же исполняет роль Священника), а с другой — людей, искренне отдающихся своей страсти, идущих на потери в угоду мимолетным желаниям, вроде Дон Гуана, Альбера, Моцарта или Вальсингама (четырех героев играют Сергей Хачатуров и Ярослав Шевалдов).

Поэт (Пушкина, а в других сценах Герцога и Командора, играет Андрей Лушников) тут оказывается главным. Решительность классика и смелое звучание его стихов способны изменить даже самые «порочные» сердца, но эта победа не будет безоговорочной. Главное, чтобы «переворот» произошел не на сцене, а в сердце зрителя.

Московский драматический театр Есенина — молодой, амбициозный, современный. Среди его зрителей в основном школьники и студенты. Сюжеты пушкинских трагедий совсем не детские, как и описываемые в них «взрослые» грехи, но почему-то такие истории оказываются необходимы молодым и поощряют «маленьких взрослых», обуреваемых своими тайными страстями, заглянуть в книгу почти двухсотлетней давности, чтобы в ней отыскать решения для «нелитературных» проблем.

У зрителей на носу ЕГЭ и экзамены, а тут Альбер (Сергей Хачатуров) поддается искушениям молодости. Все сводится к тому, что происходит сейчас, но в стилевом обрамлении ванитаса и декорациях, современных Пушкину: «Папа, дай денег, рыцарю нужны новые дорогие доспехи». Родной отец, Барон, маниакально бережлив. Ильдар Аллабирдин смело сгущает краски и превращает своего Барона почти в героя сказок Гофмана или драмы Шекспира — богача, родного сына умело удерживающего за границей бедности: «Моих денег ты не заслужил». С другой стороны, Соломон, образ которого воплощает актриса Ольга Гончарова, — уморительный карлик, напирающий на юношескую бескомпромиссность. Универсальный для спектакля закон: от непоправимого преступления защищает только собственный внутренний стержень и, конечно, классик, который, кажется, презирает и излишне скупых, и самых расточительных.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...