Срочные новости раздела
Музей МХАТ представил художников-революционеров русской сцены

Музей МХАТ представил художников-революционеров русской сцены

Музей МХАТ дерзнул назвать выставку «Импрессионисты» русской сцены». Сразу возникает вопрос: ну какой Поленов импрессионист? Объясняет Марфа Бубнова, автор идеи выставки: «Если мы поищем в Интернете, что такое импрессионизм в театре, то найдем следующее определение: это то, что ты видишь за окном и привносишь на сцену. Этим любил заниматься Станиславский, а еще он же любил повторять, что настоящий театр — за окном. Поленов, безусловно, не импрессионист, с одной стороны, но с другой, и его творчество посвящено тому, что за окном».

Коровин и Головин были учениками Поленова, поэтому они логично соединяются друг с другом в одном выставочном пространстве. А название ««Импрессионисты» русской сцены» обусловлено тем, что художники-импрессионисты в свое время были революционерами в живописи, а Поленов и Головин — в театре. Кстати, как и Станиславский, в чьем доме и расположилась экспозиция. Василию Поленову принадлежит новаторская идея заменить громоздкие декорационные конструкции на фоны-задники (которые сейчас широко используются в театрах) — принцип единой картины. А еще именно Поленов рекомендовал своего ученика Александра Головина в качестве художника в Императорские театры, где 37-летний уже состоявшийся живописец тоже проявился, следуя примеру своего учителя, как невероятный новатор: «Как Станиславский, только художник», — комментирует Бубнова.

Головину принадлежат революционные сценографические идеи (но в те времена слова «сценография» еще не было) — в частности, принцип управления светом на сцене из зрительного зала. Он отмечал важность цвета во всем — и в своих эскизах, и в макетах, и в костюмах, и в декорациях, но также понимал, что краски заиграют только при правильно выставленном электрическом свете.

Из серой московской погоды вдруг оказаться в празднике цветов и ярких головинских красок — наслаждение. Экспозиция показывает, как новаторские идеи великих театральных творцов воплотились на сцене МХТ в двух постановках Станиславского — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Отелло». Настоящий праздник жизни царит в зале, посвященном пьесе Бомарше. В нем осознаешь, зачем театру нужен музей в принципе. Спектакль — искусство, которое разворачивается во времени и существует в то время, пока исполняется. И все. Но именно музей позволяет продлить им жизнь, рассказать и даже показать, как это было. Более того, новаторство, которое так важно в театре, возможно, если хорошо знать, что было прежде, и вдохновляться опытом предшественников.

Цветастые эскизы декораций и костюмов переносят нас, гостей выставки, на театральную сцену, словно вы — один из актеров труппы. Закружившись в кружевах знаменитой комедии Бомарше, едва успеваешь заметить, как попадаешь в совсем другой спектакль — «Отелло», где праздник сменяется ощущением надвигающейся трагедии, несмотря на цветовую насыщенность и в этих эскизах.

По одной стороне зала — работы художника, а по другой на нас с фотографий    смотрят актеры, исполнители ролей в спектаклях. Вот Отелло, вот Яго, а вот Марселина и Графиня показывают нам, как были воплощены новаторские идеи Головина в жизни, продлевая жизнь постановкам Станиславского. Закрываешь глаза и отчетливо видишь перед собой сцены из спектаклей.

Наконец, Поленов. В отличие от ученика творчество учителя здесь представлено скромно, но даже это небольшое количество пейзажей подсвечивает поленовскую школу в работах Головина.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...