Срочные новости раздела
Два столетия отметили в одном доме: кардиналы Кончаловского, секретик Вертинской, платье из  бумаги

Два столетия отметили в одном доме: кардиналы Кончаловского, секретик Вертинской, платье из бумаги

У входа посетителей встречают два юбилейных постера. Тот, что посвящен «Мосфильму», - статичный и незыблемый. С ним ничего не происходит. Второй – в честь юбилея МАХУ – заполняется все новыми и новыми квадратиками бумаги с именами тех, кто когда-то там учился, а теперь побывал на выставке. Заявляют о присутствии посетители, мечтающие о поступлении. Булавки и бумага под рукой, на столике. Воспользуйся, чтобы оставить приветствие коллегам и однокурсникам. Тут же на стене – динамичные эскизы к спектаклю «Чапаев и Пустота» Варвары Ратниковой.              

Дальше начинается хаотическая и слишком плотная развеска. Эскизы разных лет заполняют пространство. Среди них немало работ по произведениям советских авторов вроде Корнейчука, а также связанных с движением народных масс, революциями. Рядом - «Алиса и сны» еще четверокурсницы МАХУ Марии Трегубовой, ныне известного сценографа.  

В общей сложности на выставке представлено около 300 работ разных лет - эскизы, макеты, раскадровки, костюмы. Все они созданы московскими художниками разных поколений. Тут и мастера не только в пору своего расцвета и зрелости, но и в ученические годы, и нынешние студенты, иногда поражающие своим профессионализмом. Все они работают в кино, на телевидении, в театре. Среди них - выпускники и студенты МАХУ и ВГИКа.

Пространство центрального зала драматургически организует вереница фигур в великолепных костюмах, достойных музейного экспонирования. Дмитрий Андреев создал эту коллекцию к итало-российскому фильму «Грех» Андрея Кончаловского 2019 года о Микеланджело Буонарроти. Здесь представлены облачение папы Юлия II, костюмы кардинала Медичи и его возлюбленной, маркиза, маркизы и куртизанки, а также дорожный костюм главного героя в исполнении итальянский непрофессионального актера и зубного техника Альберто Тестоне, с которым довелось познакомиться на премьере «Греха» в дни Римского кинофестиваля. 

Иногда фильмы совсем незначительные, а работа художников впечатляет, и на выставке это можно увидеть и почувствовать. Но такое ощущение, что многое здесь случайно и просто свалено в кучу. Что нашли, то и показали. Никакой генеральной линии и яркого образного решения нет. Драматургия отсутствует.  

Иногда невозможно понять, кто есть кто, имеет ли отношение к МАХУ или ВГИКу. Но все равно интересно рассматривать это нагромождение, пытаясь угадать, кто тут и откуда, по какой причине попал в столь разношерстное собрание. 

Ярких имен и работ много. Разброс невероятный. Что-то сделано совсем недавно, например, режиссером и художником кино Борисом Бланком, и тут же представлена его давняя дипломная работа «Карьера Артуро Уи» по Брехту 1963 года.   

Среди классиков – театральный художник Станислав Бенедиктов, которого не стало в 2022 году. Он представлен макетами декораций к знаменитым спектаклям РАМТА «Берег Утопии» и «Инь и Янь». Театральных работ на выставке меньше, чем связанных с кино. Есть эскизы Владимира Солдатова к спектаклю театра «Сфера» «Прощай, Гульсары!» 1986 года по прозе Айтматова, Эльвиры Ассадулиной к балету «Бахчисарайский фонтан»  2008 года, не забыт «Щелкунчик». 

Они соседствуют с эскизами Александра Толкачева к фильмам конца 70-х-начала 80-х «Вкус хлеба» Алексея Сахарова и «Из жизни отдыхающих» Николая Губенко, Ирины Гинно к «Небесам обетованным» Эльдара Рязанова 1991-го, Анатолия Кузнецова к «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко (1967) и «Экипажу» Александра Митты (1979). Тут же давняя дипломная работа Николая Двигубского к фильму «Люди и звери», Михаила Ромадина к «Тресту, который лопнул» О`Генри, Владимира Трапезникова к недавнему «Сердцу Пармы». Выхватываешь их как осколки памяти из разных эпох.

Классик анимации Станислав Соколов представлен новым проектом «Булгаковъ», где помимо писателя и его персонажей присутствуют собратья по перу Валентин Катаев и Алексей Толстой. Изумительная серия, которой нашли не самое выигрышное место.

В память о Галине Маркеловой, ушедшей в 2021 году, близкие продлили жизнь ее театральному эскизу к «Жаворонку» Ануя, сделали макет декорации при помощи нейросети. Благодаря виртуальной реконструкции он получил объем. Крест наполнился светом, облака словно пришли в движение, персонажи ожили, но их жизнь скорее напоминает смерть.  

У монитора с фрагментами незавершенного фильма «В списках не значился» посетителям рассказывали о своей работе его авторы, пришедшие как зрители.  Декорации Брестской крепости на экране совсем не вдохновляли, напоминали грубый новодел, коим переполнен современный кинематограф.   

Коллажи-секретики Наталии Пархоменко сделаны в духе Сергея Параджанова. Они собраны из всякой всячины - гобеленовых салфеток, засушенных цветов, циферблата часов, пластиковых лошадок, кружева, фотографий. На одной из них – Анастасия Вертинская в облике Офелии, на другом – Марианна Кушнерова в «Станционном смотрителе» Сергея Соловьева, а на обрывке конверта в графе «адрес» указано имя ее героини Дуни.

Студентками ВГИКа мастерски изготовлены костюмы прежних эпох из крафтовой (оберточной) бумаги, шнура, фольги. Они установлены на окнах, из которых открывается вид на Кузнецкий мост, все еще сияющий новогодним убранством. На них можно посмотреть с улицы – ракурс совсем другой, и костюмы иначе смотрятся, привлекая прохожих, непременно заглядывающих в окна. 

Костюмов много, как и их эскизов, есть комплекты для киногероев, напоминающие наборы одежды для кукол из бумаги. Все мы играли в них в детстве. Представлены также карандашные эскизы костюмов «земляных человечков», советская эстетика в одежде, создававшиеся Любовью Мингазитиновой на протяжении шести лет к проекту ДАУ.

Отдельно, сама по себе, существует картина «Танцовщицы, завязывающие ленты балетных туфель» Бориса Мессерера, написанная в 2023 году. Она приковывает внимание среди множества других работ, и посетители сразу берут на нее курс, еще не зная авторства. 

Иногда оно подобно ребусу. Кое-где неточности на этикетках подправлены шариковой ручкой посетителями выставки, а это в основном профессионалы, авторы представленных работ.  Иногда указано имя, но нет фамилии, есть ошибки в названиях. Видимо, организаторы слишком торопились. Авторство некоторых давних студенческих работ вообще отсутствует. Так и написано, что автор не известен, преподаватель тоже, как в эскизах к «Горю от ума», предоставленных МАХУ.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...