Срочные новости раздела
В Музее Прокофьева показали малоизвестное полотно Василия Поленова

В Музее Прокофьева показали малоизвестное полотно Василия Поленова

История с «Картинками с выставки» Мусоргского известная. В Академии художеств была посмертная выставка работ художника Виктора Гартмана, с которым композитор дружил. Мусоргский отразил в пьесах свои впечатления от конкретных «картинок». Соединялся цикл пьесой «Прогулка». В Музее музыки, а точнее, в Музее Прокофьева, пошли современным путем: технологии позволяют сделать синтез двух видов искусств - художественного и музыкального. Из своих богатейших запасников отобрали картины, три из которых, кстати, долго ждали своего первого выхода в свет, и ещё предложили современному композитору Кузьме Бодрову сочинить свои «Картинки с выставки». 

А «Картинки» здесь непростые, да и «картинками» их называть неуважительно. Среди авторов — Константин Коровин, Виктор и Аполлинарий Васнецов, Николай Рерих (его графика!), Федор Федоровский и другие. Но самое главное — это три премьеры, которые удивительным образом музею удалось сберечь для этой экспозиции (ждали своего часа, не иначе!). Прежде всего Василий Поленов — «Дочь Пилата». На картине изображена дочь Пилата Поппея. Согласно апокрифу, она страдала заболеванием ног, из-за чего ей было тяжело ходить и стоять. Она узнала о чудесах, которые творил Иисус, и поспешила из Дамаска в Иерусалим, чтобы исцелиться, но опоздала: Иисус уже был на кресте. В рыданиях она молила, о помощи и одного взгляда Христа хватило, чтобы недуг исчез. На картине Поппея свидетельствует толпе о чуде. Закат, Голгофа — невероятная колористика и Поппея, твердо стоящая на ногах.

Еще одна премьера — «Лиловый конь» Бориса Шаляпина. Знатоки обратят внимание на имя художника, Борис Федорович. Да, это сын знаменитого певца Федора Шаляпина. Произведение завершает выставку и, надо отметить, приковывает к себе внимание — уж очень необычное. Кто изображен? Воин ли это? Земля красная от крови или от света закатного солнца? Однозначно ощущается энергия коня, его мощь, скорость…

Третья картина, которая представлена впервые, — «Сон композитора Сергея Прокофьева» Павла Борисова. Конечно, в стенах музея композитора она неслучайна. Сергей Сергеевич часто записывал свои сны, в которых он встречался с Чайковским, Рахманиновым, Дягилевым, Глазуновым и другими коллегами. Картина фантасмагорична — черты композитора мы легко в ней угадываем, но сюжет приходится домысливать. Вечер, компания, женские силуэты в движении, танцы….

Композиция выставки тоже ясна: композитор, вдохновившись каждой картиной, сочинил свой музыкальный взгляд на нее. Здесь же, на этикетках у произведений, можно с телефона или с помощью аудиогида прослушать пьесы и сравнить свои эмоции и ощущения от художественного произведения с впечатлениями композитора. А в самом зале звучит не «Прогулка», но ее аналог — «Увертюра», которая создает общий настрой на экспозицию. У каждой картины есть комментарий самого Бодрова, где автор частично объясняет свое сочинение и делится своим личным переживанием от картины.

Может, и Мусоргский хотел бы, чтобы когда-нибудь его «Картинки с выставки» представили именно так — экспозиция работ Гартмана, сопровождаемая музыкальными иллюстрациями, аккомпанементом фортепиано, но вряд ли это возможно. Работы художника распродавались, и местонахождение многих картин, к которым обратился Мусоргский, попросту неизвестно — в частных коллекциях или вовсе утрачены. А на «Картинках с выставки 2.0» история совсем другая. Художники из разных эпох, картины не объединены общей темой, каждая рассказывает свою историю. К «общему знаменателю» экспозицию приводит композитор. По настроению пьесы разные, контрастные, как и у Мусоргского, но объединены они темброво. Цикл предназначен для фортепиано и для виолончели.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

Возможно, сама певица вместе с продюсером и супругом Иосифом Пригожиным выглядела среди привлеченной к работе молодежи настоящим реликтом. Однако Валерия не из тех певиц, для кого эксперименты — нечто
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Открылся ФАНК монтажным фильмом «Гидроэлектросчастье» Александра Маркова (Франция) — о советских специалистах, строивших гидроэлектростанцию на Ниле. Инженер Вадим знакомится на турбазе с биологом
подробнее...