Срочные новости раздела
«Геликон-опера» празднует свое 35-летие

«Геликон-опера» празднует свое 35-летие

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом уже был манифест Дмитрия Бертмана: делать все не так, как все. Кстати, самому Дмитрию Александровичу было тогда 22 года. В той же возрастной категории была и его труппа — она насчитывала целых пять человек. А еще был оркестр — тоже из пяти человек. Возможно, маловато для партитуры Стравинского, но они справились. Во главе этой мощной оперной команды стояли основатели театра: кроме Бертмана — дирижер Кирилл Тихонов и концертмейстер Наталья Арутюнова. Увертюра, сыгранная пятью музыкантами под управлением маэстро Тихонова, прозвучала. А далее — большая пятиактная опера. Ну, любят здесь цифру 5!

Первый акт. От частного к общему. Действие разворачивается в Центральном доме медика на Большой Никитской, где «Геликон» играет на птичьих правах. Бертман знает, что после «Мавры» нельзя отступать от взятой высокой планки. А потому отправляет агентов в отдел редкостей библиотеки Московской консерватории. Агенты Бертмана возвращаются с добычей — неизвестной доселе рукописью оперы «Блудный сын» Клода Дебюсси. И на этот раз в театре «Геликон» — мировая премьера! Наступает 1991 год, и снова впервые поставлена опера-скетч Пауля Хиндемита «Туда и обратно», «Скрипка Ротшильда», написанная учеником Дмитрия Шостаковича Вениамином Флейшманом.

Появляется хор, который с первых сезонов своего существования превращается в легенду: то ли это хор, то ли балет, то ли миманс, которые умеют делать на сцене все. Вот только вопрос, за чей счет этот банкет. А за свой! «Геликон» записывает компакт-диски с «Маврой» и «Маддаленой» Прокофьева на британской фирме «Олимпия» и живет на полученные деньги почти год. Но деньги имеют свойство заканчиваться. Тогда Дмитрий Бертман и тенор, исполнитель партий первого положения Вадим Заплечный, покупают в Германии подержанный Opel-senator за 1000 марок, перегоняют его в Москву и продают. Деньги идут на новую постановку. Наконец город сдается перед натиском этого оперного организма: «Геликон» становится московским государственным театром.

Второй акт. Большая опера в маленьком театре. Пятилетний «Геликон» чувствует в себе силы: «а не замахнуться ли нам на большую оперу?» — и замахивается на «Пиковую даму». А потом и на «Травиату», а далее — «Аида», а следом «Кармен». Появляются художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева. «Геликон» приобретает собственное сценографическое лицо. А еще и «Золотую маску». На сцене блистают Наталья Загоринская и Лариса Костюк. В репертуар добавляются «Евгений Онегин» и «Царская невеста». А потом «Сказки Гофмана» и «Севильский цирюльник», «Мазепа» и «Золотой петушок». И тут происходит нечто, что ставит «Геликон» на новую ступеньку его олимпийской лестницы: «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Оркестром дирижирует новый главный дирижер Владимир Понькин. А в 2000 году «Летучей мышью» здесь дирижирует Мстислав Ростропович. Детищу Бертмана уже 10 лет.

Третий акт. Маньяки на стройке. Сообразив, что пора уже снова что-то сделать впервые, театр легко решает эту задачу. И бьет наотмашь: ставит впервые в России оперу австрийского авангардиста Альбана Берга «Лулу». Мало того что музыка атональная, так еще и сюжет про проститутку, которую убивает маньяк. Чтобы закрепить успех, ставят «Средство Макропулоса» Яначека — конечно, язык не такой жесткий, как у Берга, но тоже ХХ век. И уж чтобы окончательно добить ревнителей Верди и Чайковского, театр ставит оперу Пуленка «Диалоги кармелиток».

Балетная интермедия. Здание на Большой Никитской закрывается на реконструкцию. Экскаваторы роют котлован, рабочие снуют, краны работают, а артисты едут на Арбат в офисное помещение, никакого отношения к театральному делу не имеющее. И героически играют там свой репертуар — без гримерок, без акустики, с пропускной системой входа в здание, и что самое катастрофическое — без оркестровой ямы.

Четвертый акт. Возвращение блудного театра. 2013 год. Бертману уже 45. И надо думать о следующем поколении режиссеров. И он придумывает конкурс «Нано-опера», как раз для того, чтобы увидеть: что там за ребята наступают нам на пятки? Ребята оказываются дерзкими и талантливыми. И до сих пор раз в два года демонстрируют в «Геликоне» свои нанозатеи. Ну а взрослые тоже не отстают. И в 2015 году совместно с Московской государственной филармонией выпускают «Демона» с участием Дмитрия Хворостовского. А вскоре играют первую премьеру на исторической сцене после реконструкции — «Садко» Римского-Корсакова. Теперь большую оперу можно играть на большой сцене. Всегда заполненный зал «Стравинский» (поклон первому автору) вмещает около 500 зрителей.

Пятый акт. Дом и фандом. И снова впервые: народный артист СССР Владимир Федосеев впервые дирижирует оперой в России. Он ставит в «Геликоне» «Пиковую даму» — и это событие мирового масштаба. В репертуаре появляется «Евгений Онегин» — реконструкция спектакля Станиславского 1922 года. А затем появляются спектакли, которые могут соревноваться между собой за статус лучшей постановки зрелого Дмитрия Бертмана. К этому времени вырос режиссер Илья Ильин, у которого обнаруживается свой почерк.

Театр становится, как теперь модно, культурным кластером. Впрочем, кластер — это все-таки не про «Геликон». «Геликон» — театр-дом. Потому что построен на принципах русского театра в версии Станиславского. Причем дом не только для тех, кто в нем служит, но и для зрителей, которые, как уже говорилось выше, давно составили геликоновский «фандом».

Эпилог. А вы знаете, что…

Консультантом на постановке «Евгения Онегина» в 1996 году была Зоя Соловьева, исполнявшая роль Татьяны в спектакле Станиславского в 1935 году.

Именно в «Геликоне» впервые в России появились титры («бегущая строка»).

«Геликон» ввел традицию исполнять оперы на языке оригинала.

На премьере спектакля «Бал-маскарад» Дж. Верди постановкой Дмитрия Бертмана дирижировал прямой потомок Верди, итальянский дирижер Симоне Фермани.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

Возможно, сама певица вместе с продюсером и супругом Иосифом Пригожиным выглядела среди привлеченной к работе молодежи настоящим реликтом. Однако Валерия не из тех певиц, для кого эксперименты — нечто
подробнее...

История с «Картинками с выставки» Мусоргского известная. В Академии художеств была посмертная выставка работ художника Виктора Гартмана, с которым композитор дружил. Мусоргский отразил в пьесах свои
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Открылся ФАНК монтажным фильмом «Гидроэлектросчастье» Александра Маркова (Франция) — о советских специалистах, строивших гидроэлектростанцию на Ниле. Инженер Вадим знакомится на турбазе с биологом
подробнее...