Срочные новости раздела
Наследие Варвары Бубновой сгорело в Абхазии

Наследие Варвары Бубновой сгорело в Абхазии

Варвара Бубнова — дальняя родственница Александра Пушкина. Она родилась в 1886 году в дворянской семье в Петербурге, училась сначала в рисовальной школе, а потом в Академии художеств. Еще не закончив академическое образование, вошла в круг авангардистов. Принимала активное участие в создании экспериментального «Союза молодежи» вместе с Михаилом Матюшиным и Еленой Гуро. Выставлялась на одних выставках с Малевичем, Татлиным, Розановой, Экстер, Ларионовым и Гончаровой. Когда грянула революция, старшая сестра Варвары, талантливая пианистка Мария, уехала в Сухум, а младшая Анна, одаренная скрипачка, вышла замуж за японца из клана Оно по имени Сюнъити, студента-вольнослушателя Петербургского университета, и уехала в Токио (на фоне Февральской революции 1917 года Япония предписала своим подданным покинуть Россию). Варваре было слегка за 30, когда в 1923 году она решила навестить Анну в Японии, но вышло так, что художница осталась там на долгие годы.

Время это оказалось непростым. Варвара устроилась преподавать русский язык и литературу в одном из наиболее престижных частных университетов Японии Васэда, а также в Токийском институте иностранных языков. Японские русисты говорят, что Варвара-сан была первой, кто открыл их стране Пушкина. Япония оценила Бубнову, наградив орденом Драгоценной Короны «за заслуги в области расширения изучения русского языка и повышения уровня знаний русской литературы в Японии, за вклад в развитие культурных связей между Японией и Россией». К тому же за 35 лет в Стране восходящего солнца состоялось шесть персональных выставок художницы, участвовала она и в групповых — вместе с японскими авангардистами. Это с одной стороны. С другой, было много потерь. Варвару лишили советского гражданства — за «связь с врагом народа», чья фамилия не названа. Известно лишь, что она знакомила некоего советского дипломата с японскими достопримечательностями, а по возвращении в СССР он был арестован.

Еще одной трагедией в семье стала смерть племянника Варвары — единственного сына Анны Бубновой, ему было 14. Спустя два года она рассталась с мужем, но сохранила связи с кланом Оно. Особенно тесно общались сестры Бубновы с семьей младшего брата Эйсуке — отцом ставшей впоследствии знаменитой Йоко Оно. Кстати, в 2007 году вдова Джона Леннона приезжала в фамильное имение Бубновых — Берново, что в Тверской области. Йоко Оно сохранила теплую память о своих тетушках — Анне и Варваре. Во многом именно они повлияли на ее выбор посвятить свою жизнь искусству.

В 1936-м Варвара была объявлена «нежелательным иностранным лицом» в Японии из-за подозрения в причастности к попытке государственного переворота — «путчу молодых офицеров». Детали этой истории до сих пор неизвестны, но за русской художницей и ее мужем, русским эмигрантом, художником и фотографом Владимиром Головщиковым установили наблюдение — политический надзор. Тогда же было закрыто русское отделение университета Васэда, а потом Бубнову вынудили покинуть Токийский институт иностранных языков. В конце Второй мировой войны Бубновых выселили из Токио в горное место Каруидзава. Это спасло жизнь Варвары, потому что в конце войны в ее оставленный дом попала бомба. Она потеряла все — имущество, библиотеку и работы. Так большая часть наследия авангардистки оказалась уничтоженной.

Сестра Анна умерла в 1940-м, муж Владимир — в 1946-м. Детей бог не дал. На старости лет Варвара решила перебраться к старшей сестре Марии в Сухум. В итоге она прожила там 20 лет. Это время стало особенным для Варвары — она писала яркие работы, у нее появились ученики и последователи. Художница открывала новые приемы, черпая вдохновение в абхазской природе: использовала дубовую кору и даже сок чеснока в своих картинах. После переезда Варвара начала активно выставляться: уже в 1958-м состоялась первая выставка в Сухуме, в 1960-м — в Тбилиси, в 1961-м — в Москве и Харькове, в 1962 году — в Ленинграде. Некоторые ее работы тогда приобрели разные музеи. Сейчас в Третьяковке хранится 30 графических работ Бубновой, есть ее произведения в ГМИИ им. Пушкина и Русском музее. В это время Варвара делала и иллюстрации к произведениям русских классиков — Пушкина, Чехова, Гоголя.

После смерти Марии Варвара вернулась в Ленинград. Там она и доживала свой долгий век. В 1981 году там состоялась ее юбилейная выставка. Спустя два года, когда Варваре Бубновой было 96, она скончалась. Но похоронить себя завещала в Сухуме. Там остался ее дом, ныне превращенный в музей, там живут ее ученики (многие здравствуют до сих пор), там ей поставили памятник. Большая часть наследия Варвары Бубновой хранилась именно в Сухуме. Но и оно, вслед за ее японскими произведениями, погибло волею случая в огне.

Быть может, российским специалистам вместе с абхазскими коллегами удастся спасти какие-то работы Варвары Бубновой и других художников. Будем надеяться. Быть может, в Сухуме наконец построят отдельный музей для Национальной картинной галереи, которая ютилась у коллег, в здании местного Союза художников, последние 20 лет. Быть может, эта трагическая история станет поводом вспомнить о многогранном таланте художницы и посвятить ее судьбе большой и достойный проект. В последние годы выставки Варвары Бубновой случались (в 2011-м — в Третьяковской галерее, в 2016-м — в московском Музее Цветаевой, в 2018-м — в Русском зарубежье), но носили больше камерный характер.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...