Срочные новости раздела
Нидерландский режиссер Йос Стеллинг снимал Алтай в Восточной Германии

Нидерландский режиссер Йос Стеллинг снимал Алтай в Восточной Германии

Свой дебютный фильм «Марикен из Неймегена» Стеллинг представлял в 1975 году на Каннском кинофестивале. Спустя полвека он объявил о завершении карьеры «Танцем Наташи». В интервью нидерландский классик сказал, что прожил фантастическую жизнь, но пришла пора уступить дорогу молодым, а самому взяться за написание книги. Последний фильм назвал очень личным по мироощущению, хотя биографических совпадений нет. А главный герой Даантье — это тот ребенок, который живет в его собственной душе.

Премьера состоялась в родном городе режиссера Утрехте, где он до сих пор живет. Осенью Стеллинг представил свой фильм в основном конкурсе кинофестиваля «Темные ночи» в Таллине. Жюри отметило операторскую работу Гурта Хилтая, снявшего многие картины со Стеллингом.

В Нидерландах «Танец Наташи» идет только в пяти кинотеатрах — в Амстердаме, Утрехте и Гааге. В уютном гаагском кинозале с разноцветными бархатными диванами и креслами на единственном вечернем сеансе было 11 зрителей. В 2016 году на фестивале архивного кино в Белых Столбах довелось познакомиться с сыном режиссера Жефом Стеллингом, руководившим тогда двумя артхаусными кинотеатрами в Утрехте. Он рассказал, что зрители приходят к ним не просто посмотреть кино, но и пообщаться, послушать лекции, поужинать, выпить бокал вина. В гаагском кинотеатре атмосфера такая же.

К «Танцу Наташи» Стеллинг подступался восемь лет. Съемки совпали с пандемией, поэтому Алтай снимали в Восточной Германии, в Веймаре, связанном с Гете, Шиллером, Бахом. Для чувствительного режиссера это существенно. Сцены в поезде снимали в старинном вагоне в железнодорожном музее Лейпцига. На российский поезд он совсем не похож. Европейцы подмены не замечают, хотя пейзажи выглядят забавно, на алтайские совсем не тянут. На вопрос, почему фильм черно-белый, Стеллинг ответил, что в завершение своей карьеры хотел бы снять простое кино, насколько это возможно, а цвет отвлекает.

В 2002 году вышла книга «Танец Наташи: культурная история России» британского историка Орландо Файджеса, где исследуется культурная среда и быт страны, начиная с основания Санкт-Петербурга, когда Петр I прорубил окно в Европу, и вплоть до советских времен. Начинается этот труд с описания крестьянского танца в исполнении Наташи Ростовой в романе «Война и мир». Стеллинг с этим исследованием знаком. А имя героини в его картине появилось благодаря героине Толстого. Стеллинга впечатлила история декабриста Фонвизина и последовавшей за ним в сибирскую ссылку жены Натальи. Ее изображение он позднее увидел в Пушкинском музее. Еще не знал, как выглядела эта женщина, он выбрал актрису Анастасию Вайнмар, оказавшуюся на нее похожей. При этом Стеллинг говорит, что она напоминает ему итальянскую актрису Анну Маньяни.

Анастасия Вайнмар — выпускница Ленинградского театрального института (ЛГИТМиКа), ученица легендарного педагога Вениамина Фильштинского. Родилась в Ленинграде, но большую часть взрослой жизни прожила в Берлине.

Фильм состоит из двух очень разных частей. В первой — подробное и по-бергмановски красивое бытописание, связанное с детством главного героя. Вторая часть — нечто сумбурное, где впервые и появляется Наташа. Это история странных взаимоотношений молодого и рано потерявшего мать голландца (его сыграл нидерландский актер Виллем Вогд) и русской женщины, которую оставил состоятельный муж ради новой пассии. Любопытно, что в «Девушке и смерти» Стеллинг рассказал историю любви русского юноши и голландской девушки. В общем, вновь встретились два одиночества. Вместе они едут в Рубцовск, где жила бабушка Наташи. Теперь остался только ее затянутый паутиной дом.

В лесу герои встретят самого странного персонажа — Игоря — вертлявого деревенского мужичка с мешком за плечами, напоминающего лешего. Его сыграл бельгийский актер и композитор Ян Бижвоит. Он говорит на ломаном русском языке, как и проводницы в поезде. Попутчик Наташи — европейского вида господин, читающий поэмы Пушкина, что не помешает ему прихватить ее сумку с документами. В «Девушке и смерти» героиня Светличной передает томик Пушкина по просьбе одной девушки ее постаревшему возлюбленному.

Наташа читает стихи Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь...», слушает песню «Журавли» в исполнении Марка Бернеса, сама поет: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей...» Даниил, как она называет Даантье, повторяет за ней русские слова. Он с признаками аутизма. С детства присутствие мальчика приводило к катастрофам. Его мать погибла в автомобильной аварии вместе с ухажером, сидевшим за рулем. Он обернулся на ребенка, и произошла трагедия. Два тела — матери и ее любовника — лежат на столе под белой простыней. Видны только ступни и головы. Так ребенок остался сиротой. Он не снимал вязаную шапку, молча сносил насмешки и побои одноклассников. Мама рассказала ему о юной балерине, живущей где-то далеко. Даантье вырос и встретил Наташу. В детстве она тоже занималась балетом.

Даантье, как тень, следует за ней, представляется ее сыном. Он чем-то напоминает Душку в исполнении Сергея Маковецкого, прообразом которого стал российский кинокритик Юрий Коненко. Стеллинг познакомился с ним в Петербурге. Они ходили в какие-то тоннели в тридцатиградусный мороз. Стеллинг хотел его снимать в кино. В «Танце Наташи» тоже много необъяснимого, что и привлекает Стеллинга в России, и эта странность теперь навеки зафиксирована в его последней картине.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...