Срочные новости раздела
В Ярославле необычно поставили пьесу Островского

В Ярославле необычно поставили пьесу Островского

Надо сказать, что пьеса Островского, написанная 151 год назад, несмотря на все свое волшебство, мало кому удавалась, начиная с самой первой постановки, состоявшейся в 1873 году в Большом театре и осуществленной силами драматической труппы Малого, а также оперной и балетной Большого театров. Не имела она успеха и в постановке 1900 года Константина Станиславского, обвиненного критикой в излишнем натурализме.

Однако Валерия Кириллова, возглавившего Волковский театр после гибели Сергея Пускепалиса, похоже, история «снегурковых» неудач не остановила. Более того, свой спектакль худрук начал с момента просвещения зрителя в стилистике белого стиха, совпадающего со стихом Островского, но не с его лексикой.

— Скажи-ка, спикер, а кто такой Островский? О чем он написал в своем произведении? О чем хоть пьеса?

— Ее я лично не читал… Что-то о природе там. О смене зимы на долгожданную весну. И о любви. Сам понимаешь, без любви сегодня никуда.

Пара шутов в модных белом и черном костюмах адресуются прежде всего к молодому зрителю, для которого, скажем честно, Снегурочка, как и Дед Мороз, не более чем вечные спутники Нового года. Поэтому в три минуты надо изложить суть сказки Островского. Они и дальше без присмотра не оставят театральное повествование в двух актах. Двигают сюжет, появляясь то с музыкальным номером, то на коньках или оседлав причудливую декорацию (художник-постановщик Эдуард Гизатуллин), напоминающую венок на девичьей голове. Только огромный, точно выбеленный крепким морозом.

Кажется, что поначалу режиссером сделана ставка на визуальный ряд, что, кстати, в традиции постановок пьесы Островского. Так, у Станиславского Весна выходила из снежной глыбы, а их с Морозом дочка — Снегурка, достигшая 15 лет (кстати, во времена Островского это уже был не пубертат), вообще являлась из медвежьей берлоги вслед за косолапым. То есть артистом, облаченным в медвежью шкуру и точно передающим медвежьи повадки.

На сцену Волковского театра снежная девочка не выходит — ее выкатывают в прозрачном шаре, внутри которого она стоит как первородное дитя в андрогинном костюме. Выйдя из шара неуверенным шагом, она начинает постигать мир. Отец и мать — Мороз и Весна, без особых переживаний отправляют ее в люди. «Ступай, дочка, в народ», — говорят с легким сердцем.

Сделав главной темой спектакля рождение любви, постановщики предложили зрителю карнавал страстей. В нем смешались, с одной стороны, элементы цирка (полотна, на которых вращается Снегурочка), а с другой — народная обрядовость, и при этом страсти, которые отсылают и к Шекспиру, и даже к античной трагедии и комедии. Так, в духе античного театра (визуально и по стилистике игры) выстроено начало второго акта, развернутого в покоях царя Берендея. Здесь высокий деревянный конь, белоснежностью своей рифмующийся с круглыми конструкциями, ассоциируется с троянским конем. И тут же другая рифма — уменьшенная копия коня, на котором по очереди катаются шуты и Берендей, — иронично намекает: «Да это же игра! Скомороший театр!». Но страсти-то подлинные — в любви иначе не бывает.

Текст Островского, спасибо режиссеру, звучит без изменений, тем не менее второй акт начинается не с него: шуты на правах дерзких гидов введут зрителя в Берендеево царство. Автор — современный поэт Михаил Китайнер.

Раз Бог на облаке сидел,

Скучал без коллектива.

Скучая, создал ночь и день,

Потом неторопливо

Он создал небо, воздух, свет,

Земную твердь и реки…

Потом решил:

Чего бы нет?

Пусть будут человеки!

И далее — ключевая фраза:

…Не ведал Бог, к своей беде:

Сырой была идея.

Да, Бог хотел создать людей,

А создал… берендеев.

Грубых, с «остуженными» сердцами (по Островскому: сердечная остуда) — беда сегодняшнего дня. Спасение — в любви? Поэтому худрук развернул труппу в сторону поэтического театра, не простого и для артистов, и для восприятия современного зрителя. И поэтому звучащий в финале Высоцкий с «Балладой о любви»: «Я поля влюбленным постелю, пусть поют во сне и наяву! Я дышу — и значит, я люблю! Я люблю…» — как это ни странно, оказывается тем важным и последним закадровым монологом, который связывает старую, архаичную по языку сказку и ее героев с тем, что сегодня происходит за окном и с нами.

Артисты Волковского хорошо себя чувствуют в стихии поэтического театра Островского: и опытные, такие как Берендей (Евгений Мундум), Елена Прекрасная (Ольга Старк), Бобыль (Юрий Круглов), Весна-Красна (Татьяна Коровина), Бобылиха (Наталья Асанкина), и другие. Но главные роли режиссер Кириллов рискнул отдать молодым актерам, по сути, только вошедшим в труппу. И, стоит признать, выиграл, потому что сумел показать индивидуальность каждого из четверки новичков — Маргарита Провоторова (Купава), Никита Ерохин (Лель), Эрик Тарханидис (Мизгирь) и, конечно же, Анастасия Савкина, блистательно дебютировавшая на сцене Волковского в роли Снегурочки. Она сумела игрой (то тонкой, то нарочитой) показать перерождение неловкого, необаятельного подростка с ледяным сердцем в женственную, прелестную девушку, открытую любви. Пусть и жертвенной.

После спектакля говорим с Валерием Кирилловым.

— В самом начале у вас два шута, которые на пальцах объясняют зрителям, о чем пойдет речь. Стоит ли так недооценивать публику?

— Для меня это принципиально важно — отправиться в путешествие по миру Островского, в мир белого стиха и стихотворной драматургии, карнавала страстей, с точки зрения современного зрителя. А его нужно подготовить. Вместе с Михаилом Китайнером мы придумывали осмысление берендеевского мира — что это такое, если мы окажемся в точке зеро, то есть в начале этого мира? Какие ценности в него привнесем, какая у нас фантазия будет о любви, о верности? У Островского целая палитра для того, чтобы в этих вопросах разобраться.

Для меня крайне важно поднять артистов на мир поэтического общения. А в поэтической драматургии у артистов возникает другое дыхание, другое взаимодействие с миром, с партнерами — надо держать ритм, держать стих, образный ряд. Ведь это самое большое счастье, какое может быть, — говорить актеру и режиссеру на языке поэтической образности.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...