Срочные новости раздела
Женщин-композиторов реабилитировали в Доме музыки

Женщин-композиторов реабилитировали в Доме музыки

Театральный зал Дома музыки был заполнен до отказа. И это лишний раз подтверждает: интерес к современной академической музыке существует, а это значит, что творчество современных композиторов востребовано. В зале было много профессиональных музыкантов, которых ждали настоящие открытия. Две оперы Татьяны Чудовой - «Сон Татьяны», мини-моноопера по А.С.Пушкину, и «Русские женщины», композиция, посвященная подвигу жен декабристов, прозвучали на театральной сцене впервые.

Татьяна Чудова истинно русский композитор. Ученица Тихона Хренникова, она через несколько преподавательских «рукопожатий» приняла эстафету от великого Н.А.Римского-Корсакова. Татьяна Алексеевна была единственным профессором-женщиной, преподававшей композицию в Московской консерватории. И этот факт вполне очевидно иллюстрирует статус женской доли в профессиональной композиторской среде.

Один юный музыкант женского пола (забавно, что в русском языке даже не существует общепринятого феминитива для слов «музыкант» или «композитор» в отличие от «поэта», «художника» или «писателя»), занимающийся композицией, задал мне вопрос: почему среди немалого числа композиторов известны только три женщины: Губайдулина, Уствольская и Пахмутова? Именно на этот вопрос отвечает фестиваль «Приглушенные голоса»: нет, их не три. Их гораздо больше, они талантливы, оригинальны, изобретательны, их музыка заслуживает внимания, публичного исполнения и признания.

Прекрасные исполнители приняли участие в спектаклях, поставленных режиссером Елизаветой Корнеевой, которая, кстати, в свое время стала лауреатом специальной премии «Московского комсомольца» на конкурсе молодых режиссеров «Нано-опера». Меццо-сопрано Александра Ковалевич создала трепетный многогранный образ Татьяны Лариной в крошечной мини-опере «Сон Татьяны». Хореографическое обрамление Виктории Михайлец придало композиции завершенность и театральность. В «Русских женщинах» блистательно работали контральто Ольга Надеждина и сопрано Юлия Петрачук, которая является также одним из инициаторов и организаторов этого необыкновенного фестиваля.

И если творчество Татьяны Чудовой все-таки более или менее знакомо любителям современной музыки, то музыка, прозвучавшая во втором отделении, оказалась совершеннейшим открытием даже для профессионалов. Этим открытием стала американская композитор Эми Мерси Бич и ее опера «Кабильдо», написанная в 30-е годы ХХ века.

Камерная одноактная опера посвящена важной странице в истории Америки, относящейся к битве за Новый Орлеан в 1814 году, которая вряд ли что-то значит для российского зрителя. Впрочем, надо признаться, что и для Эми Бич историческая тема не более чем костюмный контекст. История в опере абсолютно лирическая: в центре сюжета — легендарный пират Пьер Лафит, который при таинственных обстоятельствах выходит из страшнейшей тюрьмы под названием «Кабильдо». По версии Эми Бич, пирата выпустил призрак его прекрасной возлюбленной, которая и после смерти продолжает любить красавца флибустьера. По форме спектакль представляет собой нечто среднее между мюзиклом и оперой, что неудивительно — на Бродвее в это время уже идут выдающиеся хиты Хаммерштайна и Гершвина. Однако Эми Бич находит разнообразные краски именно академического оперного стиля: с великолепной вокальной кантиленой, сквозным развитием, красивейшими гармониями и изящным инструментальным решением. Роль оркестра играет фортепианное трио: рояль (Карина Погосбекова), скрипка (Василиса Хаддад) и виолончель (Галина Мальян), — которого вполне хватает на создание выразительных фактурных эффектов.

Карину Погосбекову надо выделить особо — она не только исполняет партию фортепиано во всех трех спектаклях, но и выступает в роли музыкального руководителя всего фестиваля.

Вокальный состав «Кабильдо» — ансамбль высочайшего класса. Станислав Ли (Пьер), Ольга Селиверстова (Валери), Полина Шароварова (Мери), Илья Хардиков (Том), Давид Саникидзе (Доменик). Замечательно существует в стилистике оперы-мюзикла Денис Седов, который виртуозно переходит от разговорной речи к вокализации. Нельзя не отметить и отличный английский всех исполнителей: опера, как положено, звучит на языке оригинала.

Фестиваль продлится несколько месяцев, спектакли будут проходить в разных городах России. За это время зрители смогут услышать и увидеть еще семь интереснейших опер, написанных женщинами-композиторами в разные времена, в разных странах и разных стилях. И хочется верить, что фестивальными показами эти сочинения не ограничатся.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...