Срочные новости раздела
Фестиваль в Сочи завершили тремя премьерами с тонкой душевной организацией

Фестиваль в Сочи завершили тремя премьерами с тонкой душевной организацией

Все ожидали от финала чего-то особенного, и маэстро Юрий Башмет не подвел, вновь удивив контрастным сочетанием новой и старой классики.

Программу гала-концерта изменили в самый последний момент; и открыли ее не Моцартом, как собирались, а Равелем. Пасторальное сочинение французского композитора, рисующее звуками восход солнца (из балета «Дафнис и Хлоя»), настроило публику на нужный лад. Все, что звучало в этот вечер, задевало тонкие душевные струны. Симфоническую сюиту №2 Всероссийский юношеский симфонический оркестр (а это около 150 молодых музыкантов) играл под руководством Юрия Башмета. А после маэстро уступил место молодому дирижеру Алексею Рубину, которому выпало дирижировать первой премьерой вечера.

«Грезы» — сочинение Дениса Хорова для домбры, балалайки и баяна, написанное во время пандемии. В дни локдауна многие музыканты остались без зарплаты и заказов, и Юрий Башмет решил поддержать молодых. Все три премьеры, которые звучали этим вечером в Сочи, написаны как раз тогда, когда каждый был наедине сам с собой и не мог вести привычный образ жизни. В уединении Денис Хоров создал музыку, где сплетается много эмоций, и это напоминает глубокий психоанализ собственного «я». Есть такое выражение — «тонкая душевная организация». Музыка, сочиненная Хоровым во время пандемии, как раз об этом. И она, кстати, стала логичным продолжением равелевской пасторали.

В Концерте Чайковского для скрипки с оркестром солировал Вадим Репин, а дирижировал снова Юрий Башмет. Петр Ильич сочинял его в дни ожидания нового этапа Русско-турецкой войны, работа шла тяжело. «Я сегодня в самом мрачном состоянии духа. Я не могу даже работать — до того всецело поглощен грустными, безнадежно грозными политическими известиями. Мне как-то совестно приниматься за переписку скрипичного концерта ввиду угрожающей нам музыки ядер, бомб, пуль и торпед», — писал он другу. Его переживания отразились в музыке, которая спустя время не теряет актуальности. Репин в союзе с молодыми музыкантами и Юрием Башметом исполнил ее чувственно, передав весь глубинный смысл, на предельной эмоции завершив первое отделение. 

Второе открывала еще одна премьера, под названием «Ночные видения» (дирижировал снова Алексей Рубин). Это сочинение композитор Кузьма Бодров писал для арабского инструмента — ребаба. Этот древний однострунный смычковый инструмент символизирует печаль и горе арабских племен и народов. Он часто сопровождал истории эпического характера. Ребаб, по выражению немецкого философа Хайни, содержит «настроения людей». Солировал Хассан Моатац Эль Молла из Египта. Центральной частью сочинения стал его трагический «монолог», тонко сыгранный на одной струне, точно на нервах.

Логичным продолжением настроения стала следующая и, пожалуй, самая интересная премьера — музыка, написанная во время пандемии Олегом Крохалевым (это самый молодой из композиторов, чьи сочинения звучали на гала-концерте, — 1992 г. р.). Его произведение получило необычное название — Folded Linen, что в переводе значит «Сложенное белье». Впрочем, не стоит воспринимать перевод буквально. Есть такое понятие linenfold — стиль рельефной резьбы, имитирующий складки ткани. Он был популярен в XIV–XVI веках в Северной Европе, на закате Средневековья. Это очень тонкая декоративная работа. И такой же орнаментальностью отличалось сочинение Крохалева. Тихое, без ярких моментов, без пафоса и эпоса. Кажется, мы слышим печальный шум деревьев глухой ночью, в который иногда вкрапляется слабый гул модема.

Призрачное наваждение сменилось проникновенным выступлением оперной дивы, солистки Мариинского театра Ольги Перетятько, исполнившей партию из «Нормы» Винченцо Беллини.

Завершился вечер на мажорной ноте — увертюрой к опере «Свадьба Фигаро» Моцарта (дирижировал Юрий Башмет).

25 февраля

Гала — концерт закрытия фестиваля

Морис Равель

«Восход солнца» из балета «Дафнис и Хлоя»

Денис Хоров (р. 1989)

«Грёзы» для домры, балалайки, баяна и симфонического оркестра

Мировая премьера

Солисты: Степан Смирнов (домра), Максим Бельник (балалайка), Всеволод Якубовский (баян)

Дирижер: Алексей Рубин

Пётр Чайковский (1840-1893)

Концерт для скрипки с оркестром

Ре мажор, соч. 35

Allegro moderato — Moderato assai

Canzonetta: Andante

Finale. Allegro vivacissimo

Солист — Вадим Репин

Дирижер: Юрий Башмет

АНТРАКТ

Олег Крохалев (р. 1992)

«Folded Linen» для симфонического оркестра

Мировая премьера

Дирижер: Алексей Рубин

Кузьма Бодров (р. 1980)

Ночные видения Альгамбры для ребаба с оркестром

Мировая премьера

Солист: Хассан Моатац Эль Молла (Египет)

Жорж Бизе (1838-1875)

Каватина Лейлы из оперы «Искатели жемчуга»

Винченцо Беллини (1801-1835)

Каватина Нормы из оперы «Норма»

Луиджи Ардити (1822-1903)

«Поцелуй»

Солистка — Ольга Перетятько

Вольфганг Моцарт (1756-1791)

Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Всероссийский юношеский симфонический оркестр

Художественный руководитель и главный дирижер Юрий Башмет

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...