Срочные новости раздела
Похороны поэта Серебряного века Андрея Белого в СССР оценили в 150 рублей

Похороны поэта Серебряного века Андрея Белого в СССР оценили в 150 рублей

Организаторы проекта «Я так близко от вас…» сознательно отобрали из фондов предметы и артефакты, от которых буквально веет смертью. Впрочем, Белый никогда ее не боялся и не страшился поэтически проговаривать. В 1908 году в одноименном стихотворении «Смерть» он написал: «Ты — вот, ты — юн, ты — молод,/Ты — муж… Тебя уж нет:/Ты — был: и канул в холод,/В немую бездну лет». Кануть в эту пугающую бездну ему пришлось через четверть века.

Смысловым центром выставки стоит признать посмертную маску Андрея Белого, правда, это копия с оригинала, выполненного С.Д.Меркуловым в январе 1934 года. Зато подлинники — многочисленные рисунки и карандашные наброски с маски и собственно с прощания и похорон за авторством художников Меера Аксельрода, Георгия Ечеистова и других. Благодаря им и фотографиям отдельных авторов и «горкома писателей» поэта в гробу посетители видят многократно в деталях. В чем-то внимание к его такому состоянию даже излишнее, все-таки Белый — не Ленин или другой вождь СССР.

Но детальность другому смысловому пласту не помешала — остается приветствовать полноту представленных некрологов у нас и за рубежом: в «L'Italia Letteraria», «Литературной газете», «Известиях», «Вечерней Москве» и «Литературном Ленинграде» (сразу подумалось об «МК», но наша газета с 1931-го по 1939 год не издавалась). Размещенные в рамках вырезки не только документируют эпоху со 100%-ной точностью, но фиксируют тогдашний стиль, состояние языка и принятое написание слов.

Читаем: «Оргкомитет Союза Советских Писателей (с больших букв!) с глубокой скорбью извещает о смерти Андрея Белого (в скобках даны паспортные фамилия и имя поэта — Борис Николаевич Бугаев)». И далее: «Гражданская панихида состоится (там то и тогда то). Доступ к телу 9 января с 4–10 вечера. Также о дне кремации будет об'явлено (с апострофом, да!) особо».

«Андрей Белый мог бы показаться принадлежащим к той интеллигентской прослойке, которой не по пути с революцией», но «сейчас же Октябрьской революции… детально определил свои политические взгляды, заняв место по нашу сторону баррикад» — это уже цитаты из повествовательной части прощальной статьи, подписанной Борисом Пильняком, Борисом Пастернаком и Григорием Санниковым.

Но пойдем дальше.

Болезнь, пребывание в больнице и трагический финал описаны тоже весьма детально — представлены рецепт для инъекций из Первой московской клинической больницы (датированный 30 декабря 1933 года), архивный снимок корпусов I медицинского института, где, собственно, умер Белый. А также такие трагические документы, как прошение в Союз писателей о выдаче хлебной карточки вдове Андрея Белого — Клавдии Николаевне Бугаевой. В 2024 году, когда даже на минимальную зарплату можно купить примерно 800 «социальных» буханок хлеба (то есть где-то 400 кг), трудно представить, какой ценностью, решающей, кому жить, а кому умирать от голода, как Марине Цветаевой, обладал этот клочок бумаги.

А самый страшный артефакт — прошение (опять-таки в Оргкомитет СП) от близкого друга поэта Петра Зайцева «с просьбой об оплате расходов, произведенных во время болезни и похорон Андрея Белого». Правая часть бумаги повреждена и указанные цифры не читаются, так что сложно понять, сколько было отдано служащим морга, катафальщикам похоронного бюро, могильщику (ФИО неразборчиво) за насыпь холма, а также декабрьский «счет» за поездки на такси к докторам.

Но итог прописью «всего сто пятьдесят пять рублей» угадывается без разночтений. Напомню, что, по свидетельству французского прозаика Андре Жида, в 1934 году средняя зарплата рабочего в СССР составляла 180 рублей — и это была унизительно маленькая «получка». Но на проводы в последний путь классика русской поэзии потратили (конкретно Зайцев, а не всего) еще меньше «трудовых» и «народных» рублей.

Знакомство с данной реальностью дает такое ощущение тлена, что декаденты и их последователи позавидовали бы. Перед скупостью мира отступает величие наследия, оставленного Белым, принадлежавшие ему вещи, заботливо сохраненные музейщиками. Да, я понимаю, что он держал в руках этот портсигар, этот мундштук, эти крохотные, с детский пальчик, карандаши, создавал свои великие произведения конкретно этим пером, что эскизы обложек к прижизненным и посмертным книгам уникальны, что автограф поэтического посвящения Мандельштама Белому не имеет цены. Но все заслоняют буханка черного хлеба и другие более «лакомые» блага, которые чиновники от литературы сталинского времени распределяли между своими, охраняя мир пайков от «чуждых элементов».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...