Срочные новости раздела
В Третьяковке показали искусство труда: Мадонна с петухом и шахтерская бездна

В Третьяковке показали искусство труда: Мадонна с петухом и шахтерская бездна

Прежде чем появились многие из этих работ, их авторы погружались в тему, выезжая на пашни и заводы, спускаясь в шахты. То есть перед нами не какие-то выдуманные заводы или обобщенные образы рабочих, а очень конкретные предприятия и люди. Есть более или менее удачные работы (с точки зрения техники, концепции и исполнения), но все они живые. Тут не соцреализм, а скорее новый виток индустриального искусства, ростки которого взошли в России на заре ХIХ веке (крестьянские сюжеты Венецианова и Тропинина), расцвели на волне передвижничества, приобрели мощь и масштаб в начале века ХХ вместе с революцией в промышленности и искусстве, а главное — в умах. После распада СССР к самой заезженной теме социалистического государства долго не могли подступиться. И все же это случилось — во многом благодаря Уральской биеннале, где площадками часто становились предприятия и заводы. Однако тут индустриальное искусство не в непосредственной близи действующего производства и не среди руин заброшенных предприятий, а в классических музейных залах.

Предполагалось, что выставка займет залы, где можно сделать круг и прожить день в рабочем ритме, погружаясь в трудовой процесс и делая паузы на отдых. Но по техническим причинам пришлось в последний момент перенести экспозицию в соседние залы — 16 и 17. Поэтому закольцевать трудовую тему не вышло, но разделы остались такими, как было задумано. В проекте четыре раздела — «Труд. Действующие лица», «Сцена первая/последняя», «Процесс», «Пауза». Столько же номинаций: в каждом из блоков лучшие работы поощряли первым, вторым и третьим местами. Всего на выставке около 200 работ, причем малоизвестных авторов. Все они прошли большой конкурс: их выбрали из 1,5 тысячи присланных в этом году заявок из 400 городов России. На обложку каталога и афишу попала одна из работ-победителей — ассамбляж 26-летней художницы из Тюмени Анастасии Люлиной.

Нижняя часть холста задрапирована тканями, так что платье девушки, держащей в руках петуха, объемное и рельефное, а сама девушка напоминает образ Мадонны, столь часто воспроизводимый в искусстве. В стилистике портрета есть намек на Петрова-Водкина — он читается в ее чистом глянцевом лице с красным оттенком, голова героини покрыта белым платком, как и у «Мадонны» художника-авангардиста. Но невыразительный серый фон портит впечатление. Есть на выставке более тонкие вещи, причем в очень разных стилях.

Например, супрематический натюрморт Евгения Михайлова и Софии Орловской, где рядом с четкой, объемно выписанной геометрией можно найти чайник и серп. Или нежная «Голубая керамика» Мариям Алибай, где девушка старательно натирает блюдо, сидя в залитой синим комнате, рядом с большим окном, откуда через легкую занавесь в помещение проникает теплый свет. Или забавная миниатюра Марии Давыдовой под названием «Отдых русского человека»: во всех деталях из проволоки, пластика и природных материалов сделан дачный домик, окруженный множеством грядок. Сам дачник исследует чудаковатое растение, выросшее на тропинке близ посадок, на которые явно потрачено много сил и времени.

Любопытна картина «Сбор урожая» Катерины Фехер: облака и рожь на ней словно написаны под осознанным или бессознательным влиянием Николая Рериха. Завораживает «Внутренний двор» Анастасии Нестеровой, где заводская проходная экспрессивно написана на контрасте фиолетового и желтого и, несмотря на безлюдность, кажется какой-то родной. Сурово и авангардно смотрится картина пермячки Марии Колывановой: на холсте, повторяющем заводскую стену, на которой висят натуральные каски с портретами рабочих. Это и абстракция, и инсталляция, и реализм. Авангардна и работа Алексея Чепашова: на черном-черном холсте черная с золотыми отблесками клеть, из которой виднеются каски рабочих. Они спускаются в шахту — как в бездну. Бездна выписана черным так, словно по ней течет нефть, а клеть вылеплена пальцами так, что видны отпечатки автора. То есть природное и рукотворное отражено в технике — довольно свежо и тонко. Всматриваешься в детали, творческие решения, в сюжеты и... отдыхаешь. В общем, приятно посмотреть, как другие работают.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...