Срочные новости раздела
Крокодил Гена временно прописался в Подземном музее: открылась выставка героев Леонида Шварцмана

Крокодил Гена временно прописался в Подземном музее: открылась выставка героев Леонида Шварцмана

Его не стало в  2022 году. А родился Леонид Шварцман в Минске, жил там на улице Раковской в старом районе Немига. На выставке представлены его картины из цикла «Старый Минск. Воспоминания детства» (картон, гуашь). Домики  в его анимационных городках тоже родом оттуда, из времен далекого детства. Пионеры в мультфильме про Чебурашку маршируют  перед домом на улице Раковской, сохранившимся до сих пор. Сам Шварцман и не думал о Минске, когда рисовал  улицы и здания, на фоне которых  разворачивается история Чебурашки и Крокодила Гены. «Он появился в мультфильмах  сам, по собственной воле. Из моей памяти», - написал он о родном городе. 

Леонид Шварцман прожил целый век и несколько эпох. На свет появился при Ленине, жил во времена Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина, Путина.   В годы войны  выучился на токаря, работал на Кировском заводе в Ленинграде,  был эвакуирован  в Челябинск на танковый завод.  После войны  он поступил  на художественный факультет Всесоюзного института кинематографии. Вся его последующая жизнь связана с Москвой.  

С «Союзмультфильмом» связано более 50 лет, начиная с 1948 года. Шварцман работал на «Аленьком цветочке», «Снежной королеве», «Золотой антилопе» с режиссером Львом Атамановым, на «Варежке», «Потерялась внучка», фильмах про Крокодила Гену и Чебурашку с  Романом Качановым.  Как режиссер Леонид Аронович создал «Котенка по имени Гав», цикл про обезьянок – «Обезьянки вперед!», «Обезьянки в опере», «Как обезьянки обедали»... 

Коллеги называли его Лёля. Видимо, это детское имя. Юрий Норштейн так и обращался, молодежь не смела, только за глаза. Леонид Аронович до конца своих дней сохранил в себе детство, как и подобает настоящему мультипликатору.   

Заходишь на выставку как в грот — каменная кладка, затемненное, таинственное пространство. В нем выставлены подлинные вещи и работы мастера, современные мультимедийные стенды. Взрослые и дети больше всего времени проводят перед рабочим кабинетом Шварцмана. Он за стеклом. На стенах  -  рисунки, эскизы. Стол, стул... На столе - лампа, краски, карандаши, лупа, очки в футляре, теперь уже ретро-телефон с вращающимся диском, статуэтка «Ники», которую вручил коллеги в год его 100-летия, награда фонда Одри Хепберн «Голливуд — детям» 1997 года...  На полке выставлен оригинальный Крокодил Гена, ставший прародителем династии. С него делались копии.  Леонид  Шварцман воспринимал его как человека, симпатичного джентльмена в белой манишке и бабочке. 

У стола — ящик с апельсинами, а в них Чебурашка из коллекции Шварцмана, но не самый первый и исконный. 

Рядом и тоже за стеклом - Снежная королева, поблескивающая осколками «льда», эскиз «Герда и старушка, которая умела колдовать». Классик японской анимации Хаяо Миядзаки вспоминал, как увидев советский мультфильм  «Снежная королева», почувствовал знак свыше и решил серьезно заняться анимацией. 

Своя территория у «Варежки» и ее персонажей. Тут представлены эскизы «Прогулка с варежкой», «Мальчик с овчаркой», раскадровки, а также целлулоидные фазы на фоне «Котенок Гав в чердачном окне» — нарисованные на пленке кадры, при помощи которых персонажи оживают, приходят в движение, начинают дышать.   

Благодаря видео, посетители узнают, как создаются рисованные и кукольные мультфильмы, в чем разница технологий. Леонид Шварцман там еще молодой, но уже маститый, создает свою мультвселенную. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...