Срочные новости раздела
В «Геликоне» с успехом прошла премьера оперы Чайковского «Черевички»

В «Геликоне» с успехом прошла премьера оперы Чайковского «Черевички»

Опера Чайковского «Черевички» имеет непростую биографию, полную взлетов и падений. Чертовщина гоголевского сюжета, который лег в основу партитуры, определила ход событий. Все началось с внезапной смерти композитора А.Н. Серова, которому была заказана опера «Ночь перед Рождеством». И тогда Петербургское русское музыкальное общество объявляет конкурс имени Серова на написание партитуры. 34-летний Чайковский с блеском его выигрывает – рождается опера «Кузнец Вакула». Однако премьера в Мариинском театре, как прокомментировал сам Петр Ильич, «торжественно провалилась». Новая редакция под названием «Черевички» появляется только в 1887 году. Сам композитор дирижирует своей партитурой в Большом театре в Москве. Это его дирижерский дебют. И успех огромный.

Опера «Черевички» в творчестве Чайковского уникальна и потому, что это, пожалуй, единственная комическая опера в творчестве композитора. В русской оперной классике этот жанр представлен весьма условно – нет такой традиции в чистом виде. В русской опере все серьезно, исторично, эпично, сказочно, сатирично. А уж Чайковскому ирония и вовсе не была свойственна: лирика, драматизм, трагедия – вот краски его гения. Но здесь – все иначе. Юмор органично вплетен в лирику. Постановщики не боятся откровенно смешных сцен, не утрируя их и не впадая в буффонаду. Дирижера и режиссера ведет музыка. И это лучший рецепт при постановке оперы: вкус и чувство меры гарантированы.

Оркестр под руководством маэстро Селиванова создает праздничное настроение: выразительные соло духовых инструментов, метрические изыски, красочность тембровых сочетаний, характерные для Чайковского подголоски, каждый из которых – самостоятельная мелодия - все это исполнено вдохновенно и виртуозно.

В первом акте хор звучит за сценой. И это как-то насторожило: ведь опера наполнена массовыми сценами. Но все разрешилось в начале второго акта: волшебный хор «Геликона» появился во всей своей красе прямо в зрительном зале, вовлекая зрителей в святочную колядку и собирая с них дары в свои мешочки. Дары эти были предварительно розданы публике в антракте. Малороссийский колорит, воплощенный в визуальном решении и костюмах, остроумно воплотил узнаваемые этнические стандарты – хата-мазанка, вьющийся дымок из труб, венки и вышиванки на девчатах, кушмы и кунтуши у парубков – с легкой стилизацией. И то, что эффектная гарная Солоха (бенефисная роль Ирины Рейнард) застегивает свои высокие черевики на молнию, выглядит вполне органично.

Как всегда в «Геликоне» - и здесь Сергей Новиков следует традиции этого режиссерского театра, – подбор актеров точен, как бывает в кино. Константин Бржинский – очаровательный Бес, который не только крадет месяц и летает по небу с Вакулой на спине, но и вообще претендует на главную роль. И у него это неплохо получается. Хотя настоящая звонница, силуэт церковных куполов и крест в руках Вакулы – верное средство усмирить бесовские амбиции. Михаил Гужов (Чуб), Станислав Швец (Голова), Давид Посулихин (Осип Никифорыч) – каждый из этих персонажей успевает и яркий характер создать, и порадовать прекрасным вокалом, а еще и рассмешить зрителей. Валентина Правдина (Оксана) реально хороша – высокая, стройная, с достойными верхними нотами. Благороден и уморительно снисходителен к делегации запорожцев Дмитрий Янковский в роли Светлейшего. Во главе этого актерского ансамбля – Игорь Морозов в партии Вакулы. Один из лучших оперных теноров в российском театре, Морозов создает образцовый характер, в котором типичная для Чайковского теноровая лирика (в мелодике этой партии слышен и Ленский, и даже Герман) каким-то удивительным способом не чужд юмору и иронии.

В спектакле много спецэффектов. Еще бы! Это ведь не только Чайковский, но и Гоголь. Видеопроекции на нескольких прозрачных занавесах, создающих 3D-эффект, трюки, чарующая сцена с русалками в омуте, вспыхивающие пламенем и сгорающие прямо в руках артиста бесовские черевички «как у Царицы» - все здесь присутствует по полной программе. Опера есть опера: она должна впечатлять, удивлять, а еще и воспитывать. И то, что Оксана в финале от черевичек отказывается, желая платить любовью за любовь, а не за подарки сомнительного происхождения, раскрывает истинный смысл сцены бала у «Царицы». Бес правит этим балом, который сильно напоминает бал Воланда – уж очень странные там персонажи, какие-то нехорошие. Финальный хор все расставляет на свои места: святочная языческая чертовщина заканчивается. Впрочем, Бес – иного мнения. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...