Срочные новости раздела
Писатель Максим Замшев увидел в Донецке «новую российскую реальность»

Писатель Максим Замшев увидел в Донецке «новую российскую реальность»

- Максим Адольфович, сколько литераторов ездило в ДНР в этот раз? Где были, сколько дней и кто вошел в состав группы?

- Мы были в Донецкой народной республике три дня. Всего восемь человек – я, поэт Александр Чистяков, журналист Олег Пухнавцев, руководитель отдел политики «Литературной газеты», поэты Роман Сорокин, Сергей Злыднев, артист и поэт Александр Цуркан, также с нами донецкий журналист и писатель Алексей Чаленко.

Первый день мы провели в Донецкой республиканской библиотеке им. Крупской, где состоялся «круглый стол», посвященный фальсификации истории. Там мы обсуждали, до какого абсурда доходят авторы украинских учебников, донецкие коллеги рассказали, как живут, как в школах ведется преподавание истории.

Во второй день поехали по библиотекам – это был длинный выезд по территории республики в сторону юга – Харцызск, Новоазовск, Мангуш.

- Что было там?

- Творческие встречи, причем с нами поехали члены Союза писателей ДНР (теперь эта творческая организация работает в статусе республиканского отделения СП России. - И.В.) фантасты Федор Березин и Владислав Русанов и поэт Игорь Лысый.

- В каком состоянии библиотеки в условной донбасской провинции? Недавно Ольга Любимова хвасталась, что на новых территориях произошло обновление помещений библиотек и фондов. Можете подтвердить эти слова?

- Это как раз были модельные библиотеки, они очень современные. И фонды в ДНР реально пополнили новыми книгами на русском языке – раньше их не хватало, были серьезные проблемы с комплектованием.

- Мариуполь, как мы знаем, очень сильно пострадал в 2022 году, но соседние поселки в основном уцелели. Каким представился перед вашими глазами Мангуш, до начала СВО остававшийся под украинским контролем?

- Поселки очень хорошо выглядят. Для них, слава богу, так сложился ход военных действий, что разрушений нет. Конкретно в Мангуше сильных боев не было.

- Видели ли Мариуполь? Что сейчас там происходит?

- Там были только проездом, мимо Азовстали проезжали…

- Какое впечатление производит бывший всесоюзный гигант металлургии?

- «Азовсталь», конечно, впечатление производит инфернальное: абсолютные развалины. Но другого сложно было ожидать.

В Мариуполе еще есть не восстановленные кварталы, но те, что отстроены заново, выглядят как элитное жилье.

- Не хуже, чем новые кварталы многоэтажек Москвы или Подмосковья?

- Не хуже! Также мы проезжали огромный медицинский многофункциональный центр. Видно, что оказание медицинских услуг в городе тоже возвращается в норму. Работы еще много, в том числе по предоставлению жилья тем, кто в нем нуждается, но работа идет, и очень серьезными темпами.

- Трасса до приморского поселка Седово из Донецка в непризнанный отрезок истории ДНР была очень хорошей. Что можете сказать о дорогах в мариупольских окрестностях?

- Дороги там уже сделаны. Сложные они как раз около Донецка.

- Бывшую границу России и ДНР легко преодолели?

- Вообще без проблем, «таможня» там есть, естественно, проверяют паспорт, но никаких затруднений не возникает.

- Изменился ли Донбасс с вашей прошлой командировки туда?

- В Донецке мы были в мае 2022 года. В Луганске в сентябре 2023-го, но этот город – совсем другая история.

В целом в Луганске менее тревожно, чем в Донецке.

Мы там много общались с простыми людьми, и я обратил внимание вот на что. Конечно, непросто и с водой, и с обстрелами. Но люди, как мне кажется, все равно испытывают надежду, что это правильный для них ход истории.

И смотрите – там формируется новая российская реальность. Во-первых, в Донецке нет бомжей – ни одного. Во-вторых, почти нет бытовых пьяных ситуаций, по крайней мере, их минимум случается. Не исключено, что из-за того, что люди на улицу выходить бояться, но это факт.

Плюс там на данный момент среди бойцов ДНР, я имею в виду местных, существует стойкое благородство в смысле правил ведения военных действий. Даже несмотря на то, что говорит нам противоположная сторона, несмотря на кошмарный удар по рынку на Текстильщике – у бойцов нет желания мстить «око за око», нет намерения воевать с мирными украинцами. Это очень хорошо чувствуется.

Идешь по городу – пальба слышна, и «арта», и взрывы – местные, наверное, умеют отличать удары по нам и ответные (на донецком сленге это называется «входящие» и «исходящие». - И.В.). Они особо не обращают внимания, идут по своим делам. Работают магазины, кафе – по крайней мере, в центре.

Люди так или иначе стараются жить мирной жизнью.

- Мы видим в фильмах-боевиках, как в зоне вооруженных конфликтов журналистов или ООНовских/ОБСЕшных гостей везут в красивых бронированных джипах. А вашей делегации как обеспечивали безопасность?

- Мы в обычном автобусе ездили. Никаких особых мер не принималось.

- Страшно было?

- Наверное, нет. Ты просто слушаешь, какие меры предосторожности нужно соблюдать, если прозвучит сигнал воздушной тревоги. Все это ты держишь в голове, но не могу сказать, чтобы прямо каждую секунду страх испытывали.

- Как вас встречали дончане и вообще донбассовцы? Литература нужна в тех местах, где говорят пока пушки, а не музы? Население Донбасса больше нуждается в хлебе насущном или духовном?

- Люди, с которыми общались, очень благодарили нас после выступлений. Поймите, человеку нужно все – нет такого разделения, что сначала идет хлеб, а потом духовность.

Это большая ошибка и унижение говорить: давайте отвезем им еду, а литература – потом. Тем более что перебоев с продовольствием в ДНР не наблюдается – в магазинах все есть.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...