Срочные новости раздела
Гитара с Лениным, стул жести: выставка Сергея Чернова как размышления о предназначении

Гитара с Лениным, стул жести: выставка Сергея Чернова как размышления о предназначении

Центральная инсталляция на выставке собрана из документов, рассказывающих историю арт-объектов Сергея Чернова, которые были выставлены в арт-центре в Немчиновке. В этом подмосковном поселке некогда жил Казимир Малевич, а спустя десятилетия группа искусствоведов и художников надеялась увековечить там память об авторе «Черного квадрата». В арт-центре были представлены макеты памятников супрематисту и инсталляции, навеянные его идеями. Но однажды утром, летом 2018-го, приехал грузовик и вывез все арт-объекты прямиком на помойку, арт-центр снесли. Вместе с фото и эскизами работ Сергея Чернова, уничтоженных в Немчиновке, выставлены копии заявлений в прокуратуру и ответов-отписок. Делу так и не дали ход, одно ведомство перекидывало ответственность на другое. Бывает и так. Но чаще работы просто теряются или ломаются.

— 80% моих работ канули в Лету, — рассказывает Сергей Чернов. — То, что выставляется под открытым небом, все время пропадает. Другие работы оказываются в частных или музейных коллекциях, то есть сохраняются, но тоже уходят от меня. Это данность жизни. Я пришел к выводу, что на самом деле ничто никогда никуда не пропадает. Мы просто идем по жизни, что-то теряем, что-то находим, это дорога, некая точка бытия, и только время покажет, правильно ли мы идем и куда. Но движение не отменить.

В этот момент личная история потерь вырастает в общую и общественную. В размышление о пути в самом широком смысле слова. Напротив истории об утрате работ, посвященных Малевичу, — инсталляция под названием «Сад заблудших смыслов» (создана в 2010 году, утрачена, восстановлена в 2014-м). Перед нами лес, напечатанный на фотобумаге в приглушенной сепии, поверх прикреплены балки с полуразрушенными советскими лозунгами. «Пятилетка» повисла на боку, от плаката «Революционный держите шаг» остался только «шаг». На другом манифесте буквы стерлись так, что получилось: «С Максом и сверяйте…» Табличка «Налево» указывает направо, а «Вниз» — вверх. Советский код — часть нашей истории, и многие работы Чернова навеяны им. Каждую нужно гадать как абсурдистский ребус: автор не предлагает ответов, но задает вопросы. Не буквально, а с иронией, смешанной с оптимизмом, трагизмом и космизмом.

Вот, например, инсталляция «Бип-Бип» — спутник в виде консервной банки с тремя «ножками». Рядом с ним небольшая фигурка человечка со спутником вместо головы. А вот монумент «Рабочий и колхозница», где вместо привычных мухинских фигур условные металлические человечки, сделанные как будто из старых стульев: сидушки превращаются в торсы, головы отсутствуют, а в «руках» — серп и молот. А вот жестяной стул с кнопкой, на который нельзя сесть. Недалеко парит в воздухе кремлевская башня-игрушка, которая пустила корни в воздух, инсталляция называется «Сон вождя». Есть в экспозиции и условный Ленин на броневике, и крейсер «Аврора», и карта СССР, поверх которой прикреплены три гитары из фанеры — с профилями Ленина, Маркса и Энгельса. «Такие инструменты я делал еще в советское время, а однажды смастерил гитару с профилем Владимира Ильича и назвал ее «Мой первый Ленин», — ностальгически вспоминает Сергей Чернов.

Большинство этих работ не раз показывались на музейных выставках или в публичных пространствах под открытым небом, получали овации и премии — и… пропадали. Но не без следа. Они остались частью философии художника и теперь восстали из небытия. Но налицо вывод, который констатирует автор вместе с куратором выставки Ириной Конюховой: возможность самовыражения художника на улице все больше сужается. «Публичное искусство» — не более чем химера, созданная для успокоения нашего сознания. Возможно, желание равноправного взаимодействия с публикой в открытом и незащищенном пространстве всегда было лишь недостижимой мечтой, заключают создатели проекта «Все пропало!».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...