Срочные новости раздела
Илзе Лиепа: «Я могу доносить до аудитории КТО был мой отец Марис Лиепа»

Илзе Лиепа: «Я могу доносить до аудитории КТО был мой отец Марис Лиепа»

Принято считать, что на детях гениев природа отдыхает. В случае детей Мариса Лиепы это не так. И Андрис, ставший режиссером вечера, и Илзе Лиепа, относятся как раз к тем счастливым исключениям, в творчестве которых все сошлось. Андрис после завершения своей международной карьеры, как артиста балета, одной из самых впечатляющих в истории балета, сейчас известен как режиссер самых разнообразных спектаклей, а его сестра Илзе, успешная актриса, которая играет в драматическом театре, снимается в кино, пишет о балете, а также о том как проводить тренинг и держать себя в форме, книги.

Илзе никогда не танцевала такие «премьерские» партии как, например, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Она выстраивала репертуар на себя и под себя. И в тех партиях, в которых выходила, могла затмить не только артиста, исполняющего в нем главную партию, но и весь спектакль идущий в Большом театре, играя при этом отнюдь не ведущую роль. Таковой была, например, её леди Капулетти в балете «Ромео и Джульетта». От того спектакля, как яркое пятно, только и остался в памяти фрагмент конца второго акта, где она оплакивала своего погибшего племянника Тибальда.

Совершенно фантастической графиней, она была в балете Ролана Пети «Пиковая дама», затмевая своим исчерпывающе пластически выразительным образом даже главного героя этого балета - Германа. Выходя в роли Иды Рубинштейн в балете «Клеопатра – Ида Рубинштейн» «Кремлевского балета», она оставляла ощущение точной передачи характера этой легендарной актрисы, полного в него попадания, вплоть до нерасторжимого слияния с ним…

Точно так же и на своем творческом вечере Илзе не просто поразила своей поистине гениальной артистичностью и пластикой, но своей, всё сокрушающей на пути к зрителю, харизмой, оставив позади себя всех тех замечательных артистов, звезд Большого и Мариинского театров, «Кремлевского балета» и Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, которые пришли её поздравить и выступить в её честь на юбилейном вечере. А выступали на этом вечере отнюдь не заурядные артисты, многие из которых были моложе юбилярши на несколько десятков лет.

Не случайно Илзе с Андрисом выбрали и место проведения юбилейного мероприятия, а также название того спектакля, который решили дать в этот вечер.

Давался вечер в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, то есть именно в том месте, где Марис Лиепа начинал свое восхождение на Олимп балетного искусства в 1956 году. Тогда летом он отдыхал в Сочи и застал гастролирующую в городе труппу Музыкального театра. Пришел на просмотр, после которого легендарный руководитель и один из основателей театра Владимир Бурмейстер сразу же пригласил его к ней присоединиться.

Спектакль называется «Мой отец Марис Лиепа» и Илзе, отмечая свой юбилей, посвящает его своему отцу. Понятно, что это главный человек в жизни баленины. Не случайно, что вместо каких-то юбилейных торжественных гала, она выбрала именно такую форму общения со своим зрителем - рассказ о своем отце.

Действительно, спектакль «Мой отец Марис Лиепа» в большей степени драматический. Так он и показывался два года назад на премьере в Большом зале консерватории, в юбилейный год отца Илзе и Андриса, гениального танцовщика Большого театра Мариса Лиепы, Тогда отмечалось 85-летие великого артиста.

В основе него книга Мариса Лиепы «Я хочу танцевать сто лет», его, в том числе и неопубликованные письма и дневники, воспоминания близко знавших его людей, и наконец воспоминания самой Илзе об отце.

Оформление медиа художника – Александра Федорко с помощью демонстрационных экранов на месте задника и кулис создает пространство, в котором высвечиваются фото танцовщика, демонстрируются видеозаписи его выступлений. Вот он в облике птицы из художественного фильма «Четвёртый», а вот его Красс прямо на зрительный зал ведёт свои легионы с экрана…

А на сцене Илзе играет своего отца… Начинается спектакль-концерт с эпизода, как маленький Марис, увлекавшийся футболом и плаванием (в 1954 году он даже стал чемпионом Латвии по плаванию вольным стилем на средних дистанциях) не хотел заниматься балетом и после первых же уроков, прогуляв занятие, объявил маме: «Мне этот ваш балет поперек горла стоит! Не пойду туда больше, и всё!».

Её голос старательно передаёт его характерные интонации, а пластика то оказывается немного схожей с отцовской, той, что мы видим на киноэкране, но использует и фрагменты из собственного репертуара. Например, рассказывая о балете «Дон Кихот», который её отец нередко исполнял с Майей Плисецкой, она потрясающе танцует Болеро, в котором выходила в спектаклях Большого театра.

Этот театр стал главным в жизни Мариса. Рассказывает Илзе и о том, как тогдашний худрук балета Большого пригласил Мариса в труппу о которой он мечтал столько лет…

«Леонид Михайлович слегка улыбнулся и сказал: «Вы знаете. Что вы уже третий, с кем я сегодня веду переговоры в течении двух последних часов? Да-да. Первыми были два молодых солиста из Ленинграда. Один из них спросил, какую зарплату я могу ему обещать, второго интересовала только квартира – её метраж и количество комнат. Так вот, я беру вас…»

Этот диалог из книги между двумя балетными людьми, танцовщиком и его будущим руководителем, а точнее монолог, ибо ошарашенный Марис не смог проронить ни слова, Илзе произносит блестяще, правда, не уточняя, что одним из ленинградских артистов, о которых её отцу рассказывал тогда Лавровский, был Рудольф Нуреев. А ещё более взволнованно и артистично она обыгрывает отцовский текст о Крассе- легендарной роли Мариса, с которой он и ассоциируется у зрителей, рассказывая о таинстве творчества и процессе ремесла:

«Начало спектакля. Зрители в зале уже аплодисментами встречают дирижера, а я всё ещё нахожусь в гримуборной. Затем иду на сцену: через несколько тактов я должен быть в своей колеснице. В последнюю секунду сбрасываю халат и гетры, сохраняющие тепло после разогрева, и пробираюсь через кромешную тьму. Рабочие сцены знают, что я иду, и фонариками подсвечивают дорогу. После яркого света лишь едва различаю в темноте какие-то силуэты. Шепотом спрашиваю: «Парни, где эта чертова колесница?».

Конечно будет показан в заключении вечера в исполнении уже современных артистов Большого театра и фрагмент из «Спартака», адажио Эгины и Красса; и отрывок из «Легенды о любви», другого знакового спектакля Григоровича… Рассказ о начале и работе в Музыкальном театре Станиславского разумеется проиллюстрирует па-де-де из «Лебединого озера» в легендарной постановке Бурмейстера, и его отлично исполнят теперь уже ведущая солистка Баварской оперы и приглашенная балерина «Стасика» (правда, чуть не докруктившая фуэте, и заменившая его шене по кругу) Ксения Шевцова и её супер фактурный, даже на фоне премьеров из Большого, партнер Иван Михалёв. Гость из Мариинки и блестящий танцовщик Владимир Шкляров, сам недавно отмечавший свой юбилей на вечере в Кремлевском дворце, с прима-балериной «Кремлевского балета» Екатериной Первушиной, станцуют па-де-де из «Дон Кихота», и Первушина так скрутит фуэте, что пожалеешь, что этот спектакль не показывают сегодня на кремлевской сцене.

Экстренно заменившая в «Дон Кихоте» приму Большого Елизавету Кокореву, которая не смогла принять участие в вечере, Екатерина Первушина со своим партнером из «Стасика» Артуром Мкртчяном прекрасно показались и в эффектном номере, сейчас, к сожалению, уже очень редко исполняющимся на балетной сцене, «Весенние воды» в хореографии Асафа Мессерера. Как и все другие номера, показанные на вечере, этот номер тоже входил в репертуар танцовщика Мариса Лиепы. Входил в него и балет «Спящая красавица», па-де-де из которого украсило вечер в почти образцовом исполнении примы и премьера Большого Евгении Образцовой и Семёна Чудина.

Все эти номера хорошо известны. Из современной хореографии в вечер Андрис и Илзе включили только номер Дмитрия Антипова, который эффектно открыл балетную программу и в исполнении самого хореографа по замыслу режиссера в самом танце уподоблялся некоторому alter ego самого Мариса Лиепы…

Вывела юбилярша под конец вечера на сцену и режиссера вечера, своего брата Андриса, и его крестницу, свою дочь Надежду, которая сейчас тоже учится балету.

- Так получилось, что номера, показанные на вечере связаны с репертуаром отца. Но тем не менее несут ещё и эмоциональную нагрузку. Хотя конечно «Лебединое озеро» показано в редакции Владимира Бурмейстера и его танцуют прекрасные артисты Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, И это тоже ценно, потому что отец танцевал этот балет до Большого театра именно на этой сцене и именно в этой редакции с примадоннами того времени – Виолеттой Бовт, Элеонорой Власовой. Или номер «Весенние воды» в хореографии Асафа Мессерера, который Марис много и очень успешно танцевал с Мариной Кондратьевой по всему миру – рассказывает мне Илзе, когда мы общаемся с ней перед спектаклем, и продолжает…

- Спектакль этот родился в юбилейный год моего отца. Родился он по вдохновению и очень легко. Можно сказать молниеносно… Настолько тексты отца глубоко лежат в сердце. Я их хорошо знаю. И когда возникла такая возможность, и такая идея, то, мне так показалось, что тексты сложились сами собой. Для меня очень важно, и мне очень хочется, чтобы отец говорил своими мыслями. Чтобы зритель не просто слушал какое-то размышление на темы Мариса Лиепы, выдающегося танцовщика, яркой личности. Но мне хочется, чтоб он говорил сам. Потому что, удивительным образом его мысли, его слова настолько глубоки, настолько актуальны сейчас… В его мыслях ты слышишь такое понятие как служение, умение целиком посвящать себя своему делу… И это всё очень ценно, и очень важно, и сегодня в том числе… Поэтому я в этом спектакле актриса. Я действительно играю моего отца. Но мне очень радостно, что вместе со мной на сцену вышли и блистательные артисты сегодняшнего времени, чьи фамилии украшают афиши сегодняшних театров.

- Говорят, что природа на детях гениев отдыхает, и это не передается по наследству. Но вы с Андрисом безусловно исключение в этом. Наверное, это всё-таки от отца?

- Благодарю вас за добрые слова. Но как я могу судить от кого во мне это. У меня мама замечательная актриса. И вы знаете, когда я смотрю свои записи, иногда я точно вижу маму в каких -то своих проявлениях, поэтому я думаю, что это и мама, и отец… И слава Богу за всё…

- Тем не менее и папу вы тоже, наверное, видите в этих проявлениях, потому что он потрясал даже не только своей техникой, а именно актерским талантом.

- Мне кажется, что это ошибочное мнение - не соглашается со мной Илзе, - потому что он был виртуознейший танцовщик. Когда я была в сознательном возрасте, мы же очень много смотрели выступлений отца. Он очень много танцевал «Жизель». И я помню, как мы потом с друзьями, такими знатоками и балетоманами, обсуждали какие он делал невероятные заноски, как он виртуозно танцевал вариацию. Папа всё-таки был виртуознейший артист.

- Говорят, что ради вас он оставил сцену Большого театра. Ему было поставлено условие, когда вы закончили училище, что он должен уйти из театра, чтобы дочь приняли в труппу. Это правда?

- Да, это так…

- А как бы вы поступили на его месте?

- Ну вы знаете, наверное, решений такого масштаба уже как бы не получится, потому что тогда жизнь была другая. Другая страна, другие обстоятельства. Тогда был Большой театр и больше ничего. И поэтому надо понимать, что решение отца в то время, оно было просто невероятным, понимаете…

- Оно было решением между жизнью и смертью, потому что мы теперь все знаем его трагедию, когда он остался без сцены. Это ускорило его уход…

- Да, конечно… Нам отец с детства с братом говорил, «помните, что вы дети Лиепы». И я понимаю, какой ценой моя жизнь в театре, в профессии, строилась.

- Сейчас выходит очень много фильмов о вашем отце и постоянно в этих фильмах рассказывается о его романах каких-то на стороне. Как вы относитесь к таким биографическим фильмам?

– Мой спектакль это и есть противопоставление веяниям пошлости сегодняшнего времени. Я не могу бороться с этими фильмами, но я могу доносить до аудитории КТО был мой отец на самом деле. О Марисе Лиепе – выдающимся артисте, потрясающем совершено человеке, а уже всё остальное остается за кадром.

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...