Срочные новости раздела
Марк Розовский посвятил тринадцатый поэтический спектакль Иосифу Бродскому

Марк Розовский посвятил тринадцатый поэтический спектакль Иосифу Бродскому

Старая сцена театра на Большой Никитской — очень небольшое пространство, плюс зрительный зал вмещает без малого пятьдесят человек. Эти обстоятельства любой спектакль автоматически делают камерным и лаконичным, чему акустика помогает не в последнюю очередь. Но и любой промах там, допусти его режиссер или актеры, виден как на ладони.

«Спектакль о Бродском» и вообще о любом поэте — это жанровая ловушка, вариантов, что делать и о чем говорить, не так много — или пересказываешь биографию (для чего нужен размах), или представляешь некоторое количество стихотворений в театральном исполнении. И выбор, каких именно стихотворений, не так важен — воз творческой задачи «вытягивают» на себе актеры.

И Валерий Шейман с Андреем Молотковым его вытянули. Причем 66-летнему Молоткову возраст не помешал преобразиться в юношу, вернувшегося домой после первого соития. В момент исполнения самого интимного стихотворения Бродского «о ключе, подходящем к множеству дверей» артист был прекрасно вальяжен и небрежен.

Продолжительность спектакля — полтора часа. Сами зрители пишут в комментариях, что голосом Бродского столько стихов они бы не выдержали, но «сыгранные» парой профессиональных актеров (один — народный, другой — заслуженный) гениальные строчки просто попадают в твое сознание и постепенно растворяются в нем.

Передний край сцены отделяет от зрителей «колючая проволока», натянутая между двух деревянных столбов. Столбы — настоящие, грубо отесанные, тронешь пальцем — получишь занозу. А вот колючка — полностью декоративная, но если учесть, что в нее голову продевали актеры, другой, кроме как сплетенной из веревок (что понимаешь не сразу), она быть не могла.

На правом столбе висит «ватник» Бродского. Есть какой-то тайный смысл в нашитом на него номере «629», но будущего нобелевского лауреата его всемирно известную телогрейку носить никто не заставлял (в ней просто было удобно и тепло, учитывая деревенский образ жизни). А тем более — не было на ней никакого номера: посмотрите архивные фотографии просто в Интернете, а лучше в эмигрантском журнале «Часть речи», чтобы в этом убедиться.

Но псевдолагерная, псевдогулаговская стилистика (Главное управление исправительно-трудовых лагерей перестало существовать в 1956 году, а Бродского сослали в деревню в Архангельской области в 1964-м) использована для глубины контраста и для подчеркивания драматизма ситуации. Потому что задним фоновым занавесом сцены выступает декорация римской стены, причем расколотой. Между ними в метафорическом смысле заключено все творчество Бродского, его судьба, земная и посмертная слава, его принадлежность к европейской и мировой культуре, выросшая даже не из сора, а из деревенского навоза. В Норинской ИБ, несмотря на принудительный труд и невыносимые условия, он написал от 80 до 170 стихотворений, данные разнятся, но период творчества был крайне плодотворным.

Телогрейка и пиджак от концертного костюма-тройки надевались на плечи актеров опять-таки поочередно, эта «смена кадров» означала черные и белые полосы в жизни, отсылала к мудрости из еврейского анекдота-притчи, что как бы тебе ни было сейчас (хорошо или плохо) — так будет не всегда.

С помощью стихотворения «Портрет трагедии» спектакль «закольцевали» — он начинается и заканчивается цитатой:

Заглянем в лицо трагедии. Увидим ее морщины,

ее горбоносый профиль, подбородок мужчины.

Услышим ее контральто с нотками чертовщины:

хриплая ария следствия громче, чем писк причины.

Здравствуй, трагедия! Давно тебя не видали.

Привет, оборотная сторона медали.

Рассмотрим подробно твои детали…

Под зеленой табличкой со словом «выход» разместили античную театральную маску — и Валерий Шейман, исполняя фрагмент, разговаривает с маской как с живым человеком.

И что удивительно — стихотворения Бродского зрители знают очень хорошо: «На смерть Жукова», «Я сижу у окна»… «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать/На Васильевский остров я приду умирать» каждый проговаривал про себя, но едва ли — до спектакля Розовского — все так ясно осознавали, насколько была близка тема театра Нобелиату, воспевшему Трагедию, писавшему, что «актеры, которым больше не аплодируют, забывают великие реплики»… 

Кроме единственной фонетической ошибки дуэт актеров со своей задачей справился идеально. «Не откликайся на «Эй, паря!» Будь глух и нем,/Даже зная язык, не говори на нем» — здесь все же нужно не «на нём», а «на нем» (через «е»), на старославянский манер, но это мелкая придирка.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...