Срочные новости раздела
В Новой Третьяковке собрали портреты главных героев культуры начала ХХ века

В Новой Третьяковке собрали портреты главных героев культуры начала ХХ века

— Не случайно я использовала в названии выставки цитату из романа-воспоминания Вадима Шершеневича, где он описал своих современников, — рассказывает куратор выставки Татьяна Горячева. — В этой экспозиции «великолепные очевидцы» все: и художники, и модели. Их судьбы переплетаются между собой и со временем, в котором им довелось жизнь. Эти портреты созданы в эпоху тектонических сдвигов. Первая мировая война, революция, НЭП, борьба с формализмом — им пришлось многое пережить. Не менее важно то, что в это время сам по себе жанр портрета меняется. Художники отказываются от идеи показывать человека в общем, портрет не обязательно похож на модель, это впечатление, ядовитый или добрый шарж, авторский, личный взгляд, который часто больше отражает художника, чем модель.

Действительно, одни и те же люди на портретах выглядят разными. У каждого свое настроение, свой тон, акцент. Вот два автопортрета Кузьмы Петрова-Водкина, созданные примерно в одно время — в 1921 году. На первом, написанном тушью, выделены глаза. Он смотрит в самую суть тебя несколько остекленевшим, но пронзительным взглядом. Рядом — автопортрет арафитным карандашом с закрытыми глазами, где художник напоминает молодого Ленина. И вроде черты те же, но, кажется, это совсем другой человек.

Есть на выставке и почти абстрактные портреты. Так, Михаил Матюшин написал себя в виде кристалла, и это не просто портрет, а концепция — часть его философского исследования о мире как об «органическом целом». В 1914 году художник начал работать над автопортретами-кристаллами и создал серию со скрытым смыслом, где одушевленная и неодушевленная природа тождественны.

Немного на выставке цветных работ, самая яркая и известная — автопортрет Казимира Малевича (1908–1910 гг.). Он написан гуашью и акварелью на бумаге, но смотрится почти как холст-масло. Как раз в это время художник знакомится с Михаилом Ларионовым, его стиль радикально трансформируется. В этом портрете работает в первую очередь цвет, о котором Ларионов писал: «цвет поражает, зажигая мозг». Автопортрет написан на фоне несохранившейся работы «Купальщицы» из «Красной» серии — за спиной Малевича виднеются обнаженные женские фигуры. Эти красные акценты словно предвестники грядущих тектонических сдвигов, упомянутых куратором выставки. Рядом с этой работой есть другой портрет Малевича, написанный художником-реалистом Евгением Кацманом (предположительно, в 1916 году). Он был женат на сестре Софьи Рафалович, второй жене Малевича. Это все, что объединяло двух художников. Хотя нет, еще они жили на одной территории — на съемной даче в Кунцеве и в доме Рафаловичей в Немчиновке. То есть постоянно контактировали. Но взгляд Кацмана на Малевича и его собственное видение себя — совсем разные вещи. Черно-белая графика Кацмана не отражает всей воли, смелости и неукротимости, благодаря которой Малевич завоевал себе место на художественном небосводе. Перед нами обычный человек, с прямым, но несколько уставшим взглядом.

Несколько портретов изображают еще одного новатора начала века — Владимира Татлина. Вот карикатура Андрея Канаревского, где художник в облаках на своем «Летатлине». Она создана в пору бурного обсуждения в прессе его летательного аппарата: Татлина укоряли за уход из искусства в технику и несовершенство инженерного решения. Есть в экспозиции и карикатура Кукрыниксов, где Татлин с сигаретой в зубах, маленькими глазками-щелочками, обрюзгший и усталый.

Рядом с ним бронзовая скульптура Татлина, созданная Юрием Хоровским уже в 1982 году. Здесь художник предстает одухотворенным мечтателем, а его тонкая фигура напоминает стиль Джакометти. Это уже совсем другой Татлин, оцененный спустя годы. Тут же еще один портрет — быстрая зарисовка Александра Лабаса представляет художника музыкантом. Татлин действительно обладал незаурядным музыкальным дарованием — он играл на бандуре. Причем несколько таких струнных инструментов художник смастерил сам. Кстати, портреты Татлина как раз напротив зала, где в постоянной экспозиции выставлен его знаменитый «Летатлин».

В экспозиции много карикатур — большая часть создана в 1930-е. Есть, например, Борис Пастернак, исполненный Кукрыниксами в 1934 году. Писатель предстает в образе сфинкса на трибуне. Есть портрет улыбающегося Сергея Эйзенштейна, по лицу которого контуром проходит линия в форме квадрата. Может, это намек на связь с Малевичем, с которым они жили по соседству в Немчиновке, — авангардист «заразил» режиссера идеями супрематизма, а режиссер натолкнул художника на мысль о создании фильма, который, правда, не воплотился в жизнь.

Есть тут и портреты Ларионова и Гончаровой, где супруги изобразили друг друга буквально одним движением. Разухабистый Маяковский работы Елизаветы Кругликовой. И нарком просвещения Луначарский, за спиной которого тянется красный след (автор — Филипп Малявин). Словом, портрет эпохи очень разный и неоднородный, сотканный из эмоций, впечатлений, оценок.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...