Срочные новости раздела
В Музее русского импрессионизма показали художников группы с роковым номером

В Музее русского импрессионизма показали художников группы с роковым номером

На самом деле история «Группы 13» началась еще в 1927 году, когда три уроженца Саратова встретились в редакции газеты «Гудок», куда устроились работать художниками. Владимиру Милашевскому, Даниилу Дарану и Николаю Кузьмину было слегка за 30. Они хорошо помнили бурное время авангарда, которое к тому моменту почти сошло на нет. Каждый имел за спиной творческий стаж. Милашевский — выпускник саратовского Боголюбского рисовального училища — освоил язык постимпрессионизма в студии Алексея Грота и Эдуарда Штейнберга, выучился на архитектора в Императорской академии художеств, занимался в «Новой художественной мастерской» у Мстислава Добужинского, Александра Яковлева и Евгения Лансере, поработал иллюстратором и театральным художником в Петрограде. Николай Кузьмин по натуре был больше поэт и как художник успел проявить себя в иллюстрации — начинал в символистском журнале «Весы» (его рисунки понравились Брюсову), поступал в Академию художеств, но провалился, зато занимался в рисовальной школе у Ивана Билибина, потом рисовал для журналов «Лукоморье», «Аполлон» и «Новый Сатирикон». Даниил Даран (Райхман) — сокурсник Милашевского по саратовскому реальному училищу — получил профессию юриста в Киевском институте, но брал частные занятия по рисунку.

Троицу объединяли не только саратовские корни и «Гудок», но и Первая мировая война. Все они прошли фронт, видели все ужасы войны и после возвращения с трудом могли понять, как можно жить как раньше. Они не верили в монументальную утопию светлого будущего, не старались мечтать о лучшем, а решили писать настоящее и ускользающее прошлое и собственные фантазии. Вокруг себя они собрали выпускников ВХУТЕМАСа и других к тому моменту закрытых центров новаторского художественного образования. Сначала собирались на квартире Кузьмина — говорили о низком и высоком в искусстве, о тенденциях и времени. А потом решили заявить себя как группу — писать больше с натуры, отражая действительность.

Название было выбрано просто — по числу первых участников. Но за этим, конечно, стояла история. Все они помнили и испытали определенное влияние выставки Малевича «0.10», где был впервые показан «Черный квадрат», а еще объединения «Четыре искусства» (Милашевский участвовал в одной из выставок). Несколько участников того объединения присоединились к «13» — это Юрий Юркун и его жена Ольга Гильдебрандт. К ним добавились молодые москвичи Татьяна Лебедева (Маврина), Борис Рыбченков, Лев Зевин, Надежда Кашина и ее младшая сестра Нина с мужем Михаилом Недбайло. Все они тяготели к свободному натурному рисунку, который был противовесом моде на нарастающую плакатность. Первая выставка «Группы 13» состоялась 17 февраля 1929 года в московском Доме печати на Никитском бульваре, где ныне расположен Центральный дом журналистов. Публика приняла ее на ура, хотя критики о ней не писали. Уже после выставки появилась статья Сергея Ромова, который хорошо знал парижскую школу и угадал ее влияние на «13» и который позже ввел в оборот термин «социалистический реализм».

Первый же зал выставки «13» в Музее русского импрессионизма дает представление о стиле группы. Перед нами «летящие» зарисовки уходящей Москвы: тут можно найти Сухаревскую башню, храм Бориса и Глеба, московские, только строящиеся, окраины и старую Москву, многое из архитектуры которой вот-вот пойдет под нож. В следующих залах — живопись маслом, зарисовки посиделок у Кузьмина, портреты участников группы и книжные иллюстрации, натурная живопись и рисунки-фантазии.

Надо сказать, что книжная графика, отличающаяся живостью и мягкостью, стала коньком объединения. А главное, предметом дискуссий, ведь она шла вразрез с текущей модой на геометрию и плакатность. В «стиле 13» читаются отблески символизма и постимпрессионизма, авангардная свобода письма, преобладает светлая, часто монохромная палитра. После первой выставки было еще несколько — в актовом зале МГУ и Нарпите. Правда, на вернисаже в Нарпите показывали свои работы художники, которые откололись от «13». После первого успеха участники разошлись во взглядах, состав объединения поменялся, к группе присоединились Давид Бурлюк, Александр Древин с женой Надеждой Удальцовой, Залман Либерман, Георгий Рублев и другие. «13» собрали вокруг себя десятки художников.

В 1931 году «Группу 13» обвинили в формализме, она была ликвидирована. Но художники остались. Многие не пережили время репрессий, как, например, Древин и Юркун, которых расстреляли в 1938-м. Кто-то побывал в ссылке, как Валентин Юстицкий, который после лагерей вернулся в Саратов, где жил еще в 1920-х, и продолжил там писать под влиянием «13». Последний зал выставки, расположенный на третьем этаже музея, показывает работы 1940–1970-х годов. И становится очевидно, что в самые сложные времена художники скрывали себя и писали как положено, находясь под давлением конъюнктуры. Но нет-нет, а «стиль 13» проглядывает и здесь. А в годы оттепели то самое свободное письмо, которое отличало художников объединения с мистическим номером, стало почвой для свежего искусства 1960-х.

История «13», если рассматривать ее в деталях и судьбах, оказывается роковой и растянутой во времени на десятилетия. Многие художники оставили после себя мемуары, где продолжили споры о смысле и форме искусства, которые начались на квартире Николая Кузьмина в конце 1920-х.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...