Срочные новости раздела
Московскую выставку к 225-летию Пушкина украсили 9-метровым портретом-баннером

Московскую выставку к 225-летию Пушкина украсили 9-метровым портретом-баннером

Внутренний «дворик» старинной усадьбы Хрущевых-Селезневых, где с середины прошлого века располагается Государственный музей А. С. Пушкина, накрыт стеклянной крышей, что образует отдельное пространство — именно там разместили баннерный портрет поэта невиданного размера: девять метров в высоту, восемь — в ширину, и четыре портрета поменьше. Плюс из рукописей соорудили инсталляцию от пола до потолка. А возле входа поставили скульптуру классика в образе античного воина. Все залы, предназначенные для временных выставок, «перезагрузили» полностью, основную экспозицию подновили за счет «гостевых» экспонатов. Посетители, побывавшие здесь пару недель назад, в день смерти Александра Сергеевича, что называется, не узнают прежнего музея.

Пожалуй, таким размахом чествования в последний раз Москва могла похвастаться в 1937 году, в столетие со дня смерти Пушкина. О выпавшем на правление Сталина юбилее рассказывают плакат с почему-то улыбающимся мальчиком и девочкой, читающими солидный том с Пушкиным-ребенком на обложке, пригласительный билет номер 1 на торжественное заседание в Большом театре, выписанное на имя Александра Щербакова, первого секретаря Московского обкома ВКП (б), а также решение СНК РСФСР о преобразовании Всесоюзной Пушкинской выставки в музей с личной подписью Крупской.

Если идти далее по хронологии, то следует упомянуть о фронтовой пушкиниане, то есть о фото московского памятника Пушкину на фоне аэростата (декабрь 1941 года), фото вида Пушкинской площади с советским танком на первом плане, о собрании сочинений, пробитом осколком немецкого снаряда летом 1943-го на Синявинских болотах под Ленинградом. 

И о новогодней открытке времен ВОВ в формате «Привет из Москвы» с духоподъемной цитатой:

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От их хладных скал до пламенной Колхиды,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?..

Тема «Пушкин и война» естественным образом переходит в тему «Пушкин и спецоперация»: оказывается, есть современные войсковые нашивки/шевроны с изображением поэта и подписью «защитим!». Или с тем же авторским портретом и несколько искаженными цитатами: «Бог в помощь вам, друзья мои» (из стихотворения 1827 года, в оригинале «Бог в помочь») и «Братья вы мои родные» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», в первоисточнике «братцы»).

Но самое эффектное — «пушкинская» солдатская каска.

Когда перед тобой сотни артефактов, ты тонешь в массиве: газетное описание проекта «Пушкин. 225» можно делить на пять публикаций — материала хватит.

Пушкин в пространстве театра — отдельно, причем эта тема показана, например, костюмами Петроградской оперы 20-х годов прошлого века (в один из них облачалась Розалия Горская — личность легендарная).

Кинопушкинина — отдельно. Как можно обделить вниманием эскизы исторически достоверных одеяний работы Эльзы Рапопорт и декораций от Сергея Манделя к  неосуществленному фильму Сергея Герасимова «Пушкин», который должен был снят в 1951 году на киностудии им. Горького? 

Счёт подлинников предметов живописи, связанных с поэтом, его друзьями, многочисленными возлюбленными и героями произведений тоже идет на десятки — Бенуа особенно широко представлен, плюс Левитан, Репин, Васнецов, Петров-Водкин, Константин Коровин, даже типичные герои Васи Ложкина на картине 2024 года дружно поднимают кружки «За Пушкина».

Из вещей, «помнящих» великого поэта на тактильном уровне, стоит назвать его собственноручные автографы в альбомах (рукописи, которые мы видим в музеях — это в 99% случаев копии, так как бумага требует архивного хранения, но выставленных на обозрение на этот раз страниц действительно касалась рука Александра Сергеевича).

Но самое ценное, это кресло из Михайловского, цилиндр, подаренный Пушкиным Вяземскому, личные печатка, жилет, футляр к ножу для бумаги и визитная карточка 1830-х годов. И, наконец, предметы, от которых настоящий ценитель испытывает легкое головокружение: брачные венцы, которые по легенде использовались во время венчания Пушкина и Натальи Гончаровой, и уже без всяких легенд несомненно принадлежавшее Наталье Николаевне кольцо (подаренное супругом на годовщину помолвки) и ее серьги с бриллиантами.

Эти в прямом и переносном смысле сокровища заслоняют собой все прочее, хотя, казалось, бы, есть настоящие мундиры сразу двух императоров (мало ли их было у правителей огромной империи).

Экспонатов, по самой скромной оценке, 1730 — старинные, созданные задолго до рождения Пушкина, современные ему, или созданные в наши дни, как макет мира «Руслана и Людмилы» в стиле карты-схемы «Диснейленда», причем макет отличается детальностью: вот сказочная Голова, вот — источник живой и мертвой воды, а чуть дальше — курган, место гибели главного героя.

Один раз посмотришь — и произведение станет понятным, приблизится к тебе, а приближение к литературе и его деятелям — ключевая задача любого музея писателя.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...