Срочные новости раздела
На Берлинале показали фильмы о советском прошлом и призрачности архитектуры и бетона

На Берлинале показали фильмы о советском прошлом и призрачности архитектуры и бетона

«Архитектон» - одна из 20 картин основного конкурса Берлинале. В нем представлено только два неигровых фильма – еще и «Дагомея» франко-сенегальского режиссера Мати Диоп. Она рассказывает о том, как Франция возвращает своей бывшей колонии в Западной Африке вывезенные произведения искусства королевства Дагомея, существовавшего на территории нынешнего Бенина.

Новый фильм Косаковского стал заключительной частью растянувшейся  на целое десятилетие трилогии «Эмпатия». Виктор снимает редко, поскольку у него масштабные проекты, связанные со сложной географией и требующие большого финансирования, которое он никогда, живя в Петербурге, не получал. Первая часть трилогии «Да здравствуют антиподы!» открывала в  2011 году Венецианский кинофестиваль. Мировая премьера «Акварели» в 2018-м также состоялась в Венеции - впервые в истории в фильме Косаковского не 24 кадра в секунду, а 96. Второй фильм трилогии стал гимном воде, перед стихией и мощью которой человек беспомощен. Природа мстит ему за самонадеянность. 

Заключительный «Архитектон» - симфония о хрупкости мира, разрушении цивилизации на примере архитектуры, особенно уязвимой в период современных катаклизмов.  Ее разрушают природная стихия и человек. Античная архитектура чудом выстаивает, а современная исчезает, поскольку создана из бетона. Ради него взрывают горы, так что летящие камни сметают все на своем пути. Их перерабатывают в бетон, и уже новые унылые конструкции вскоре «украсят» Землю. Землетрясение 2023 года в Турции разрушило сотни бетонных домов. Их обломки увозят, чтобы в очередной раз   использовать для возведения не менее блеклых строений. Зато изящные греческие колонны,  храм Юпитера в ливанском Баальбеке, построенный древними римлянами, до сих пор стоят, поражая величием и красотой.

Название фильма отсылает к определению Каземира Малевича. В корпусе «Бенуа» Русского музея в Петербурге представлена его супрематическая гипсовая модель «Архитектон "Альфа"» 1920 года. Для Малевича это архитектурная формула новых форм. Его геометрические фигуры словно бы  врезались друг в друга. Малевич  - автор десятка архитектонов из картона, гипса и дерева. Свои работы он рассматривал как модели космических конструкций,  которые в недалеком будущем  могут быть использованы в космической индустрии, и на таких станциях будут жить люди. Архитектоны  Малевича, по мнению  швейцарско-французского архитектора Ле Корбюзье, воздействуют на чувства зрителя, вызывая эстетические эмоции, приобщая к постижению гармонии мира и познанию красоты. Виктор Косаковский движется в этом же направлении. Его фильм перешагнул привычные границы документалистики.

Помимо режиссера, «Архитектон» представлял на фестивале итальянский архитектор Микеле де Лукки, ставший героем фильма. На экране показан каменный круг, который он выстроил в своем саду. Человек в него войти не может. Зато дорога открыта для собак и лошадей. По словам режиссера, человек – часть природы, но есть места, куда ему  вход запрещен. Музыку к фильму написал давно живущий во Франции композитор Евгений Гальперин. Он также принимал участие в пресс-конференции и представлял картину.  

В программе Forum Special – три показа документального фильма «Мать-дочь» 95-летнего классика советского и грузинского кино, режиссера Ланы Гогоберидзе. Два сеанса уже состоялись, последний запланирован на заключительный день Берлинале, но билеты давно проданы.

Лана Гогоберидзе в 1953 году окончила мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе, сняла фильмы «Под одним небом» (дебют), «Я вижу солнце», «Вальс на Петчоре», «День длиннее ночи», «Переполох», «Несколько интервью по личным вопросам» с Софико Чиаурели в главной роли.  Ее картины были показаны на Каннском и Венецианском кинофестивалях. В 1984 году Лана Гогоберидзе была членом жюри 34-го Берлинале.

Ее отца арестовали в 1937 году и расстреляли. Ее мама - Нуце Гогоберидзе - стала одной из первых советских женщин-режиссеров и первой женщиной-режиссером в Грузии. В 25-летнем возрасте Нуце сняла свой дебютный фильм «Их царство». Вскоре ее кинокарьера оборвалась. После ареста и смерти мужа она десять лет провела в ГУЛАГе как «член семьи изменника родины». После освобождения Нуца Гогоберидзе занималась переводом европейских сказок на грузинский язык. Лана Гогоберидзе тоже переводила на грузинский язык поэзию Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Бродского, Ахмадулиной, занималась переводами французской поэзии. Еще до поступления во ВГИК она окончила филфак Тбилисского университета, а позднее защитила диссертацию. Недолгое время она училась у Георгия Товстоногова в Тбилисском театральном институте, пока он не уехал из Тбилиси.

О трагической жизни своей матери и частично о своей, пришедшейся на сталинское время и годы войны, Лана Гогоберидзе и сняла фильм «Мать-дочь». В  этом ей помогала ее собственная дочь и режиссер Саломе Алекси (Нуца Алекси-Месхишвили). Лана Гогоберидзе совершила путешествие в прошлое и рассказала о сильных и свободных женщинах, чьи жизни выпали на сложные времена. Она нашла в киноархивах фильмы своей матери, уникальные и запрещенные когда-то материалы, которые частично и вошли в картину «Мать-дочь».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...