Срочные новости раздела
Теодор Курентзис в Сочи переиграл Римского-Корсакова и Прокофьева на свой манер

Теодор Курентзис в Сочи переиграл Римского-Корсакова и Прокофьева на свой манер

Вряд ли в какой-то другой день в фойе сочинского театра можно встретить сколь угодно разношерстную публику. Дамы надели все самое модное: вот пошла в зал блондинка в пиджаке с большой надписью «Птичка высокого полета», вот проплыла шатенка в черной пачке, вот скользит дама бальзаковского возраста в клеопатровом классическом платье и на высоких каблуках, а вот старушка с палочкой — в парадном белом свитере и брюках. Мужчины меньше думали в этот вечер о внешности, хотя многие избрали лаконичный черный костюм для выхода в свет.

Сам маэстро почти всегда выступает в черном. Но на сей раз оказался особенно экстравагантен. Теодор появился на сцене — как всегда, внезапно, словно по волшебству — в черных джинсах, черной футболке, черном свободном жилете и черных ботинках на завышенном каблуке. Волосы будто неряшливо падают на лицо с выразительным греческим носом. На самом деле Теодор продумал свой образ до мелочей, он весьма педантичен. Ну прямо рок-звезда, а не дирижер классического оркестра.

Впрочем, классической деятельность Курентзиса сложно назвать. Несмотря на то что он часто играет совершенно академические и очень известные вещи. Фишка в том, что он играет их так, что с трудом узнаешь классику. А еще он не просто дирижирует, а танцует всем телом, словно качая энергию и музыку на сцене: движениями Теодора, которые тут же отзываются в музыке, можно любоваться, как современным балетом. Ради такого шоу примерно 50 зрителей готовы были стоять три часа, потому что сидящих мест в Зимнем на всех желающих не хватило. Некоторые ухитрились поделить один стул на двоих. И никто не жаловался.

Как только маэстро появился на сцене, все дружно достали свои телефоны и начали снимать, хотя перед началом концерта всех просили этого не делать. У дирижера по этому поводу пунктик. Журналистам Курентзис выдвинул условие — использовать только снимки официального фотографа фестиваля, которые он отобрал, и никакие другие. Снимать прессе запретили строго-настрого. Но зрители — тоже еще те рок-н-рольщики и удерживать себя от того, чтобы запечатлеть статного грека, не стали. Правда, довольно быстро почти все забыли о существовании гаджетов и с головой погрузились в музыку.

«Шехеразада» началась мягко. Теодор Курентзис словно вышивал каждую деталь симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова. В Сочи хорошо знают эту программную вещь композитора ХIХ века, навеянную восточными сказками из «1000 и одной ночи». Зимние Олимпийские игры закрывали как раз под эту мелодию, а в олимпийском парке есть шоу танцующих фонтанов под музыку «Шехеразады». Но такой сюиту вряд кто-то знал до Курентзиса. Его оркестр играл ее удивительно тонко, ювелирно, орнаментально. Восточные мотивы расцветали пышностью и цветом. «Чистое искусство и тотальная красота», — резюмировал один музыкальный критик в антракте.

Пятая симфония после перерыва стала интересным продолжением этого орнаментально-музыкального полотна. Вообще-то у Сергея Прокофьева есть «Фантазия на тему Шехеразады», созданная на основе сочинения его учителя Римского-Корсакова. Но Курентзис выбрал другое, намного более известное произведение, где, однако, тоже очевидно влияние Римского-Корсакова. Причем Прокофьев написал 5-ю симфонию в 1944-м, сразу после возвращения из эвакуации, и отошел в ней от юношеского бунтарства и модернистских исканий. Сочинение это довольно контрастное: открывается героико-эпической первой частью, продолжается гротескной токкатой и сумрачным лирико-трагическим Adagio, а завершается монументальным апофеозом. Но и тут Курентзис плел свою музыкальную вышивку мягко, без напряжения и вычурного драматизма. Выделял детали, менял привычный для сочинения темп. И только в финале Теодор дал жару — на самых последних аккордах.

Сам Прокофьев писал о своей 5-й симфонии: «Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа». В чем это величие по Курентзису? Кажется, не в героической эпичности, не в любовных страстях и приключениях, а в тех оттенках и полутонах, которые можно почувствовать между событиями. Мелочи делают жизнь большой. Умение находить гармонию, энергию к созиданию и любованию при любых, даже самых драматических обстоятельствах — и есть величие человеческого духа. По крайней мере, так получается по Курентзису.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...