Срочные новости раздела
В России предложили учредить Путинскую премию в области литературы

В России предложили учредить Путинскую премию в области литературы

Чтобы чиновник, решающий, кому давать деньги из бюджета, а кому нет, не запутался, в преамбуле «февралисты» указывают, что у нас есть писатели, отрекшиеся от своей страны, есть придерживающиеся агрессивного нейтралитета (прекрасное словосочетание, чисто оруэлловское). А есть сохранившие верность Родине и народу, вошедшие в Союз авторы «военной поэзии», окопной прозы и фронтовых очерков.

«Союз 24 февраля» выступает против монополизма в литературе и сам к монополии не стремится — намерение прекрасное, но есть нюанс. В комментариях к Декларации в соцсетях пишут, что документ игнорирует существование Союза писателей России, который не менее активно поддерживает СВО, за что глава СП Николай Иванов и ряд крупных деятелей удостоились медалей ордена «За заслуги перед Отечеством». Впрочем, среди подписантов есть участники боевых действий — например добровольцы Дмитрий Артис и Дмитрий Филиппов. Писатель Даниэль Орлов известен реальной помощью фронту (а не только передачей туда книжек со стихами), военкора Анну Долгареву трудно упрекнуть в том, что она поддерживает спецоперацию на расстоянии.

Но важно не то, что сделали те или иные участники литературного процесса для страны, а то, что они хотят от нее взамен и что конкретно написали. Внимательно читаем Декларацию: «Государство должно («должно» — любимый глагол по отношению к Родине, звучащий от писателей-патриотов) прекратить тратить средства на демонстративно политически нейтральные проекты в сфере литературы, не говоря о финансировании тех, кто занимается откровенным саботажем».

На кого же тратить средства предлагается — ответ очевидный. И оговорка, что «мы не ждем от государства материальных пособий», а только «рассчитываем быть полезными и ожидаем помощи в издании книг и журналов», — очень слабая.

Оппоненты из противоположного идеологического лагеря говорят о новоявленных «союзниках» как о людях, которые просили у власти денег (и получали их) все эти два года по-отдельности, а теперь делают это коллективно. Но, боюсь, этот упрек нельзя персонифицировать.

В последнее время о писателях говорят исключительно как об иждивенцах — предлагается наконец-то узаконить профессию писателя, назначить выплаты, передать заботу (читай — финансирование) от Минцифры к Минкультуры, поддержать, обеспечить гонорарами...

Но настанет момент, когда тот самый народ, о близости к которому так много говорят, спросит: «А на фига стране содержать современную литературу? Почему она сама себя не может прокормить?» Почему не может, понятно, но пойди объясни.

Но важнее во всей этой истории следующее: буквально на следующий день поэт Дмитрий Мельников призвал создать в России Путинскую премию в области литературы и искусства по примеру Сталинской. Мельников считает, что нужно (еще одно любимое слово), чтобы «Путин сам читал претендентов. Ну, хотя бы просматривал». Только это, уверен живущий в Московской области литератор, позволит вытащить русскую литературу из подполья.

Никто из исследователей не сомневается, что Сталин прочитывал все книги претендентов на премию своего имени, вручавшуюся в течение 14 лет (при жизни вождя — 11). И в 1941 году «Сталинку» первой степени в прозе получили Алексей Толстой, Сергеев-Ценский и Михаил Шолохов. А в поэзии — Николай Асеев, классик белорусской литературы Янка Купала и классик литературы Украинской ССР Павло Тычина, а второе место (я назову три имени из пяти) — Лебедев-Кумач, Сергей Михалков и Твардовский.

Пусть простят меня Мельников и все прочие поддерживающие СВО или скрывающие фигу в кармане современники, но среди них нет ни Шолохова, ни Твардовского. Так что серьезного повода откладывать томик Лермонтова, который, по признанию Владимира Путина, постоянно лежит у него на тумбочке, у президента нет.

Кому и за что давать в таком случае Путинскую премию? Авторы «Союза 24 февраля» (на две трети они поэты) вместе с Мельниковым создали, допустим, двести стихотворений, «в народ» из них ушли не больше десяти. Но соотносимо с поэзией времен ВОВ лишь одно стихотворение самого Мельникова «Напиши мне потом, как живому, письмо...» о сражениях за Мариуполь.

А 90% того, что создавалось после этого стихотворения, — поток маркированных «нужным» смыслом рифмованных текстов: берем название города Донбасса плюс слова «бойцы», «танк», «автомат», «герои», «битва», «смерть» — и стихотворение готово. Исключение из всего стихотворного массива — разве что документальный «Дневник добровольца» Артиса, написанный глазами очевидца и свидетеля.

Стоит заметить также, что название «Союза...» не вызывает ассоциаций с событиями на Украине — в первую очередь на ум приходит дореволюционный «Союз 17 октября» Гучкова и Родзянко. Скорее всего, вскоре писатели это сами поймут и сделают ребрендинг.

И поскольку большинство из них так или иначе связано с Захаром Прилепиным, поскольку раскруткой «за СВО»-поэтов занимались Прилепин и Маргарита Симоньян, — они объездили всю страну. Может быть, действительно стоило назваться «Родней» или «прилепинцами», что ли.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...