Срочные новости раздела
Новая эпоха в Большом театре началась с убийства Джильды: эталонный Риголетто

Новая эпоха в Большом театре началась с убийства Джильды: эталонный Риголетто

Приглашение на постановку Джанкарло дель Монако – мудрое решение. Маститый режиссер и художник, представитель знаменитой оперной династии, дель Монако идеально сочетает режиссерскую смелость с традиционным подходом к материалу. Правомерно считает себя продолжателем принципов Станиславского, а потому со вниманием относится не только к нотам партитуры, но и к литературному тексту либретто. С детства зная наизусть не менее 60 опер, маэстро дель Монако уверен: для композиторов слово значило не меньше, чем музыка. Великие авторы разных оперных школ, и Верди первый в этом списке, писали свои музыкальные шедевры на готовые тексты, участвовали в работе либреттистов, создавали музыкальную интонацию под конкретное слово. Поэтому, репетируя с русскими артистами, Джанкарло не только разрабатывал линию поведения персонажей, но и детально отрабатывал итальянский текст. Такой метод дал великолепный результат: не превращая оперу в драму, сохраняя свойственный опере крупный штрих, плакатность характеров, однозначность страстей, постановщик строит на сцене настоящий человеческий мир, в который веришь и которому сопереживаешь.

Джильда в исполнении Полины Шабуниной – нежная, кроткая, невинная девочка в почти детском голубом платьице, с серебристым голосом, пожалуй, пока не вполне устойчивом на верхах, но очень красивом в основной тесситуре. Героиня пластична, импульсивна. Ее переполняет чувство любви к юноше, которая кажется ей взаимной. И потому предательство, с которым она сталкивается, уничтожает ее. В версии дель Монако смерть Джильды предопределена с самого начала – и такой мощной трактовки этой линии встречать ранее не приходилось. При этом режиссер не делает из Герцога монстра. Павел Петров в этой роли прямо-таки очарователен в своем легкомыслии. Он – не зло, не дьявол, не коварный соблазнитель. А просто ветреник, безнаказанный благодаря своему социальному положению. И то, что две женщины – Джильда и Маддалена – спасают его от смертельной угрозы, о которой он даже не подозревает, как будто бы оправдывает его. Впрочем, это оправдание сегодня кажется абсолютным анахронизмом: в наши дни такого Герцога быстро упекли бы за харрасмент, а Джильда с Маддаленой записались бы в движение “ми ту”. Хорошо, что Верди до этого не дожил.

В этой связи логично, что действие перенесено в условную визуальную среду середины ХХ века – может быть, последние десятилетия, когда гендерные отношения сохраняли еще традиционную иерархию. Вышло это очень красиво, вызвав море ассоциаций с кинематографом прошлого столетия. Элегантные костюмы, вечерние платья, смокинги, много черного цвета и серебра – эдакое «скромное обаяние буржуазии».  Впрочем, о сценографии стоит сказать отдельно. А среди артистов стоит особо выделить исполнителя заглавной партии Эльчина Азизова, которого смело можно назвать эталонным Риголетто. Покорило все: и красота голоса, и сильнейший характер, в котором злодейство и любовь, низость и стремление к чистоте, жестокость и нежность образуют гремучую оперную смесь. 

Исполнители партий второго плана полностью соответствуют установленной высокой планке – Елена Манистина (Джованна), Алина Черташ (Маддалена), Юрий Власов (Спарафучиле) с подачи режиссера создали интересные образы, наделенные индивидуальными чертами. Алина Черташ с ее красивейшим нижним и средним регистром в сочетании с неотразимой внешностью демонстрирует высочайшее искусство обольщения. Ну а Владислав Попов в роли графа Монтероне, обрушившего проклятья на Риголетто, был весьма грозен и даже инфернален.

Оркестр под управлением маэстро Гергиева с первых тактов зазвучал узнаваемо по-гергиевски: страстно, контрастно, в хороших темпах. В первой сцене даже слишком хороших для хора, которому пришлось оперативно приспособиться к взятому быстрому темпу. Великолепно звучали ансамбли – «коронка» вердиевских опер. И оркестр вел их мастерски и вдохновенно.

Как уже говорилось, визуальное решение спектакля заслуживает отдельного описания. Кроме самого режиссера над ним работала его команда – сценограф Антонио Ромеро и художник по костюмам Габириела Салаверри. Первая сцена явила огромных размеров, обшитый красным бархатом, увенчанный гигантской люстрой из красного хрусталя кабинет Герцога. Публика шумно вздохнула – и зааплодировала. После первой картины наступила длительная пауза. Однако, когда занавес снова раскрылся, публика поняла, что ожидание того стоило: открылась картинка старого европейского города с обшарпанными фасадами, лестницей, террасой, увитой плющом, качелями – кинематографическая достоверность и подробность сценографии вновь вызвала аплодисменты. Ну и финальная сцена – берег реки, полуразрушенный дом, неряшливый трактир, тревожное запустение. И – пугающий акцент: засохшее мертвое дерево, которое в сцене грозы будет расколото напополам молнией. Все работает на образ, который создают авторы спектакля. И во главе авторского коллектива – Джузеппе Верди.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

Возможно, сама певица вместе с продюсером и супругом Иосифом Пригожиным выглядела среди привлеченной к работе молодежи настоящим реликтом. Однако Валерия не из тех певиц, для кого эксперименты — нечто
подробнее...

История с «Картинками с выставки» Мусоргского известная. В Академии художеств была посмертная выставка работ художника Виктора Гартмана, с которым композитор дружил. Мусоргский отразил в пьесах свои
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...