Срочные новости раздела
Супергерой средневековья: Марк Розовский поставил

Супергерой средневековья: Марк Розовский поставил "Дон Кихота" ради справедливости

В сборнике анекдотов и фольклора русской интеллигенции, составленном Юрием Боревым, есть шутка о конкурсе памятника к 100-летию со дня смерти Пушкина, в 1937 году. Там третье место занял проект скульптуры «Сталин читает сочинения Пушкина», второе — «Пушкин читает сочинения Сталина», а первое — «Сталин читает сочинения Сталина». Примерно такой же комический прием использовал Розовский, заставив своего Дон Кихота Ламанчского (Станислав Федорчук) штудировать до безумия не сборник «Зеркало рыцарства» (как у Булгакова), а книгу о самом себе — на обложке тома, который держит в руках актер, написано: «Сервантес. Дон Кихот».

Первоисточник сам по себе содержит немало комичных и даже гомерически смешных сцен и реплик, но юмор, схваченный благородной «патиной» времени, имело смысл осовременить и подновить (даже со времен Булгакова, а не с XVI века). Что и сделал Марк Григорьевич.

Например, в сцене встречи Дон Кихота и его будущего оруженосца Санчо Пансы (Юрий Голубцов) последний сокрушенно и патетически произносит, ощутив меч Дон Кихота у своего лба (рыцарь принимает его за колдуна и бросается в бой): «Я сдаюсь — и в этом моя сила».

Отсылка к заезженным политическим слоганам считывается легко, в то время как в булгаковском тексте фраза звучит явно тривиальнее: «Сдаюсь окончательно, бесповоротно, раз и навсегда».

Об актерской работе Голубцова стоит сказать отдельно. В недавней премьере «Крутится, вертится шар...» он исполнял роль гонимого в Российской империи еврея — несчастного, но не утратившего способность радоваться человека. Трагедии в его персонаже было 80%, комедии — 20. А в «Дон Кихоте» артист явил себя в полную силу как комик, причем был таковым во всем: в «неуверенных» движениях, мимике, голосе (подумалось, что Юрий Голубцов мог бы озвучивать, если понадобится замена голосу Вицина, фильмы о мистере Питкине).

Дон Кихот у Федорчука получился тоже отлично — безумие и отвага даются ему хорошо, не хуже, чем сумасбродное размахивание копьем и фехтование. Недаром же Станислав играет Атоса в перезагрузке «Трех мушкетеров» от Розовского. Мушкетеров бывших не бывает, но в паре персонажей «Дон Кихот — Санча Панса» все же второй — ведущий, а первый — ведомый. Хотя это чисто зрительское впечатление от игры молодого и «убеленного сединами» заслуженного артиста РФ.

Еще одна явная удача версии «Дон Кихота» от Розовского — «состаренная» крестьянка Альдонса Лоренсо (которую главный герой избрал в качестве дамы сердца). У Сервантеса и Булгакова вроде бы и намека нет, что Альдонса, мягко говоря, дева в летах. «Милейшая девушка, сеньор, а здорова до того, что приятно взглянуть на нее», — это цитата, описывающая Альдонсу-Дульсинею.

Но Марку Розовскому для удвоения комизма понадобилась скрюченная старуха со старушечьим голосом. 27-летняя выпускница Щукинского института Николина Калиберда голос изменить смогла сама. К ее юным годам гримеры «добросили» еще лет шестьдесят — в итоге получилась образцовая «то ли бабушка, то ли виденье».

Я сознательно останавливаюсь на деталях, чтобы не пересказывать спектакль; но похвалы заслуживают многие из тех, кто его делал: звукооператор (пожалуй, это было лучшее звуковое сопровождение за год, особенно эффектно усилили живую игру Санчо на ханге — металлофоне), монтировщик сцены, романтично опускавший на головы героев Луну и звезды...

И если вернуться к теме сочетания современности и «застывшего в янтаре» канонического текста, то стоит пояснить, как это происходит у Розовского. Вот мы видим аутентичные атрибуты рыцарства, костюмы, реалии постоялого двора или богатого дворянского дома, даже свинина а-ля конец Средневековья выглядит достоверно, — и в эту реконструированную реальность вбрасывается реплика от героини, за которой излишне приударили: «Это харассмент!». А напавшие на Дон Кихота разбойники (Рыцаря печального образа постоянно бьют) превращаются в рокеров в кожанках с огромными шинами-покрышками, перекатываемыми ими из стороны в сторону.

«Молодежи зайдет», — думаешь в такие минуты. И убойная реплика «ваша невинность очень важна для нас»? И фразочка-мем «если перед кем-нибудь судьба закрывает одну дверь, то немедленно открывается какая-нибудь другая». Нужно ли пояснять, что зал встречает их смехом? Или сцена, где герой (кажется, Санчо, но это неточно) вальяжно и величаво машет рукой — точь-в-точь, как Борис Ельцин. (Вообще губернаторство Пансы, обещанное ему за преданность, «обстебали» на полную катушку — с намеками на нечистых на руку современных чиновников.)

Одновременно с этими вкраплениями на специальных экранах транслируют иллюстрации к «Хитроумному идальго Дон Кихоту Ламанчскому» и гравюрный портрет Сервантеса (в конце). Это нужно, чтобы дать понять: отступления носят игровой характер, мы следуем классике, — что соответствует творческому кредо Розовского.

А самая значительная из переделок, им допущенных, — это перемещение главной битвы Дон Кихота со «строем гигантов с длиннейшими костлявыми руками» из картины второй (или начала книги) — в финал спектакля. Зато это сражение дано максимально эпично, плюс ветряные мельницы выступают антропоморфными существами без лиц, но с руками и деревянным черенками в них (явная отсылка к черенкам из продолжения «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова, а образы сущностей визуально «рифмуются» с нью-эйдж эстетике фантастических фильмов или «смертям» из клипа Zeit группы Rammstein)

Абсурд и гиперболизация, доведенные до крайности, и у Сервантеса, и у Розовского служат одной цели: возродить героя, который примется «мстить за обиды, нанесенные свирепыми и сильными — беспомощным и слабым, чтобы биться за поруганную честь, чтобы вернуть миру то, что он безвозвратно потерял, — справедливость».

Супергерой ли Дон Кихот? Однозначно. Безумец ли он? Конечно. Но не большие ли безумцы все «нормальные» люди, позволяющие ему блажить и разрушать все на своем пути?

Глупец ли Санчо Панса? Нет, он мудрец, но умеющий «притвориться» простачком, чтобы выжить.

Ответим еще и на вопрос, устарел ли роман Сервантеса? Нет, и никогда не устареет, поскольку перемены в человеческом обществе всегда носят «косметический» характер, а сам человек не меняется из-за того, что изобрели ноутбук или айфон.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...