Срочные новости раздела
Фильму «Живые и мертвые» - 60 лет: стала известна правда о картине

Фильму «Живые и мертвые» - 60 лет: стала известна правда о картине

Та сила правды о войне и ее героях, которую несет в себе лента, снятая режиссером Александром Столпером, оказалась столь велика, что оказала влияние даже на писателя, по произведению которого была снята.

Автор романа «Живые и мертвые» Константин Симонов поначалу не слишком одобрял выбор актера на одну из главных ролей – комбрига Серпилина. Известнейшему советскому литератору казалось, что Анатолий Папанов, уже прославившийся к тому времени работами в комедийных картинах, даже по типажу своему не подходит для столь драматического персонажа. Однако артист, сам бывший фронтовиком, оказался столь убедителен в роли командира сперва полка, а потом дивизии, что Константин Михайлович не только полностью согласился с правотой режиссера Столпера, но даже под воздействием талантливой игры Папанова «переформатировал» свое представление о персонаже собственного романа: теперь образ Серпилина стал ассоциироваться у него именно с тем человеком, которого сыграл в фильме Папанов.

И эта ассоциация отразилась на дальнейшей работе Симонова над трилогией под общим названием «Живые и мертвые». Уникальный случай «обратной связи»: экранизация повлияла на само литературное произведение.

Константин Михайлович позднее подтвердил: «Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу (имеется ввиду роман «Последнее лето», где также фигурируют некоторые главные персонажи из «Живых и мертвых» - А.Д.). И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов».

Среди тайн фильма, которые приоткрылись немногим, - участие в нем Владимира Высоцкого. Совсем молодой еще тогда артист попал в коротенький эпизод: после выхода дивизии из окружения политрук Синцов (роль сыграл Кирилл Лавров) вместе с еще несколькими бойцами едет в кузове полуторки, направляясь в тыл. Вот одного из этих красноармейцев – шутника, балагура - и сыграл Владимир Семенович. Хотя роль даже со словами, однако лицо будущего знаменитого барда лишь на короткие мгновения показывается в кадре из-за фигур на переднем плане, поэтому очень многие зрители, даже после неоднократного просмотра фильма так и не замечают Высоцкого.

Еще одна тайна «Живых и мертвых» - у всех на слуху. То есть ее легко можно услышать. Вернее – не услышать. Дело в том, что в обеих сериях фильма вообще нет музыки (если не считать двух коротеньких эпизодов, где звучит радиотрансляция). Столь нестандартный ход задуман был режиссером Столпером. Поэтому в титрах отсутствует традиционная строчка с фамилией композитора, - его попросту не было. А в качестве звукового сопровождения киноленты ее создателями использованы естественные звуки, сопровождающие те события, которые разворачиваются в кадре: треск выстрелов, далекий гул орудий, тарахтение автомобильных моторов, рокот летящих высоко в небе бомбардировщиков…

По сюжету действия, показанные в фильме, происходят сперва в Белоруссии, потом под Москвой. Однако снимались эти сцены совсем в других местах. Создателям фильма приглянулась местность во Владимирской области (куда на самом деле боевые действия не дошли).

О съемках фильма на Владимирщине даже появился небольшой репортаж в местной газете:

«Недалеко от Суздаля, в селе Батыево, группа мосфильмовцев ведет сейчас съемки двухсерийного широкоэкранного фильма «Живые и мертвые». Целый день грохочут в Батыево танки, идут по снегу колонны людей, одетых в солдатские шинели. Кажется, снова ожил тысяча девятьсот сорок первый. Деревенские розвальни везут раненого Малинина (один из персонажей фильма, политрук роты – А.Д.). Навстречу, словно отдавая грозный салют мужеству советского человека, движутся танки... Немало хлопот и у художника по костюмам Ганны Ганевской. Нужно добиться, чтобы все было как тогда, в тяжелом тысяча девятьсот сорок первом – шинели, противогазы. Ведь из этих, казалось бы, мелочей и складывается та глубокая и большая правда, та достоверность, к которой стремятся создатели фильма…»

Как говорится, из песни слова не выкинешь. Упомянем еще один примечательный, хотя и не вызывающий однозначных похвал факт из истории создания «Живых и мертвых», раскроем еще одну тайну киноленты, отмечающей ныне свое 60-летие.

Ради пущей достоверности показываемых на экране событий авторы фильма решили принести в жертву старинную постройку - обветшавший каменный Воскресенский храм 1835 года. Об этом в интервью корреспонденту газеты рассказал художник-постановщик Стален Волков: «Здесь (в заброшенном селе Батыево. – А.Д.) есть все, что требовалось для съемок: старинные дома и полуразрушенная церковь, которую мы можем доразрушить по нашему усмотрению…»

Действительно, чтобы в кадре более эффектно выглядело село, «варварски уничтоженное немецко-фашистскими оккупантами», перед съемками эпизода с со случайной встречей Синцова и Серпилина частично взорвали.

А вот горящие после немецкого авианалета вагоны на белорусской станции Орша снимали в 170 километрах севернее столицы – на железнодорожной станции областного центра Калинин (нынешняя Тверь).

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...