Срочные новости раздела
Участники перфоманса нарисовали «Черный квадрат» телом на берегу моря

Участники перфоманса нарисовали «Черный квадрат» телом на берегу моря

Пять утра. За окном черное, как квадрат Малевича, небо. До рассвета еще полчаса. Скоро начнутся мероприятия в рамках фестиваля искусств Юрия Башмета, по случаю которого автор этих строк оказался в Сочи. Но несмотря на это, мы с фотографом Сергеем Кармеевым решились на «черноквадратную» акцию. 

С собой – штатив, камера и дымовая шашка. Пока не начали бегать спортсмены, коих немало в Сочи, и не вышли за уловом рыбаки, мы решили зокупировать пустынный кусочек пляжа и устроить перформанс в честь великого художника-реформатора. Акцию, где соавтор – сама природа, а именно с ней вел диалог легендарный супрематист. Каково оно – оказаться внутри черного квадрата, как нарисовать его собственным телом – в движении? Испытаем на себе.

Итак, в качестве холста – каменистый пляж. Форма одежды – черная. На удачу – значок с «Черный квадратом» на толстовке. Обозначив квадрат с помощью камней, «вскрываю» дымовую «кисть». От нее никаких искр – только образный белый дым. Обхожу квадрат по часовой стрелке, ведь время неумолимо – всегда летит вперед, чтобы не творил человек. Именно эту мысль обдумывал Малевича в своем программном труде «Мир как беспредметность», уже после того, как написал свой первый квадрат.

К открытию этой простейшей формы, которая, как выяснится позже, является мельчайшей частицей любого «окна в большой мир», то есть электронного экрана (пиксель – ведь тот же квадрат), художник пришел почти случайно. В 1913-м году он работал над декорациями к опере «Победа над солнцем» и нарисовал инопланетное солнце, которое хотят победить местные жители будетляне, в форме черного квадрата. Человек давно пытается покорить природу, но это невозможно. Природу нужно осознать.

 По Малевичу Природа – учитель человека, это «подлинность, совершающая бессмысленную работу своих проявлений без цели и разума». Для чего цветут цветы? Чтобы в один прекрасный день погибнуть? Чтобы стать чем-то большим? Нет, они просто цветут, потому что так устроена природа, жизнь – это процесс. Движение, которое и есть совершенство, к которому стремилось искусство всех времен.

Мои блуждания по «Черному квадрату», обозначенному камушками, тоже процесс. Моделирую все жизненные ситуации – раздумья, муки, радость, грусть. Бег переходит в мягкий шаг, потом в танец, потом в кружение. Это чистое бессмысленное, при этом обдуманное движение. По Малевичу. «Вихрь движения мысли – с быстротой молнии освещает мрак будущего, чтобы увидеть скрытые в нем практические выводы как ключи ответов», – писал он.

Полторы минуты – и дым иссяк. В финале я написала в воздухе – Малевич. Впрочем, вряд ли это будет понятно на видео. Обработка превращает белый дым в черный, а мою черную фигуру – в белую, почти абстрактную. Черный цвет здесь оживает, льется, струится, дышит, «работает» в пространстве. «Мысль создала практический предметный мир», – писал Малевич, так же было создано это посвящение, силой мысли. При этом «мысль же должна прийти и к беспредметному итогу, победив свой пустой бег сочинений», – писал Малевич следом, к этому и пришла наша акция. «Под Новым Искусством и нужно разуметь чистое безыдейное безпредметное действие», – еще писал Малевич. Следуя его идеям, почерпнутым в труде «Мир как беспредметность», у нас получился оживший черный квадрат. Где движение – в главной роли.

Смотрите видео по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

«Команда юристов работает над тем, чтобы запретить Никитиным по всему миру исполнять песни на мои стихи», — заявила она.Известно, такая реакция последовала после того, как 86-летняя Юнна Петровна
подробнее...

Среди стихийного собрания картин разного уровня, часто составленного по принципу «что дали», есть те, что заставляют пожалеть о напрасно потраченном времени. Но кое-что любопытное все-таки есть.
подробнее...

К синглу «Мыши», давшему, судя по всему, начало новой Глюк’oZа, автор, продюсер и полноправный Карабас-Барабас (то есть хозяин) проекта Максим Фадеев соорудил солидный фундамент. Прежнюю «глюкозу»
подробнее...

Тимур Новиков: легенда на стягеЕще в советское время декоративно-прикладное искусство (ДПИ) ушло от банального интерьерного украшательства и стало мощным выразительным языком. Цензоры меньше следили
подробнее...

На конкурс в этом этого году было подано более 150 заявок из 34 городов России. Первый тур проходил, как всегда, заочно: жюри выбирало участников по присланным видеоматериалам, а в двух очных турах
подробнее...

Цепь Георгия Победоносца Михалков  по традиции вручил президенту жюри основного конкурса. «Это великий человек, - сказал он об исландском режиссере Фридрихе Тор Фридрикссоне. - Знаю ваши картины.
подробнее...

Диск из тринадцати песен легендарного барда назвали «Проект О», его украшает графический образ поэта, 100 лет со дня рождения которого отмечается 9 мая. Константин Хабенский исполнил куплеты в трех
подробнее...

Миф этот, как и миф о неземной красоте египетской царицы, очень распространен. Ему посвящены сотни произведений в литературе и на сцене, однако не сохранилось никаких достоверных изображений, которые
подробнее...