Срочные новости раздела
Жил со скрипкой в руках: 100-летие Леонида Когана отметили в Музее музыки

Жил со скрипкой в руках: 100-летие Леонида Когана отметили в Музее музыки

Леонид Коган взял скрипку в руки в возрасте шести лет (для сравнения: Моцарт в три года овладел игрой на клавесине, а скрипку уже освоил к шести годам). Но юный скрипач трудился усердно и быстро заявил о себе — последовали первые победы в конкурсах, а затем учеба в Московской консерватории у Абрама Ямпольского. Среди учеников именитого профессора было много выдающихся скрипачей. Например, Юрий Янкелевич, у которого в свою очередь учился Владимир Спиваков.

Самая значимая победа советских скрипачей произошла в 1951 году. Леонид Коган стал победителем в Международном конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Тогда один из членов жюри, прославленный французский скрипач Жак Тибо, воскликнул: «Так на скрипке еще никто не играл!». И речь идет не только о виртуозной исполнительской технике, которой Коган владел отменно. Дело было еще и в звучании: говорят, что скрипка может петь в руках у настоящего профессионала, но здесь она звучит словно без помощи человеческих рук. Экспрессия — еще одна черта его исполнительского мастерства. Причем речь идет исключительно о звучании, а не о внешних эффектах. Сам скрипач на сцене вел себя сдержанно, изредка поднимая или хмуря брови — не более.

В репертуар Когана входили все лучшие сочинения для скрипки: от Баха до Шостаковича и Хачатуряна, но главное — сочинения Паганини. С великим итальянцем советского скрипача сравнивали многие и называли «русским Паганини».

Королева экспонатов на выставке — скрипка работы Антонио Страдивари, которая принадлежала Леониду Когану. Изящной струнной красавице примерно 304 года. Считается, что скрипки, изготовленные мастером в период с 1698 по 1724 год, — эталонные. Перед нами экземпляр работы около 1720 года. Совершенная скрипка для совершенного скрипача.

Среди других любопытных экспонатов — серебряные палестинские шахматы 1912 года, подарок Когану во время его гастролей в Израиле в 1965 году. Изысканная и «кружевная» работа.

Свою роль в жизни скрипача-виртуоза сыграло и творческое окружение. Здесь можно прочитать рецензию Дмитрия Шостаковича на концерт Когана в консерватории 24 апреля 1959 года, а также увидеть редкие фотографии. Есть кадр, где на обратной стороне рукой композитора Арама Хачатуряна написано: «Дорогому Лёне на добрую память с искренним пожеланием пышного расцвета его таланта от дружески расположенного Арама Хачатуряна. 8 декабря 1946. Москва». Когану тогда было 22, а Хачатурян к тому времени уже написал балет «Гаянэ» и сюиту «Маскарад» и был именитым советским композитором.

Получается, сбылось пожелание.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

Возможно, сама певица вместе с продюсером и супругом Иосифом Пригожиным выглядела среди привлеченной к работе молодежи настоящим реликтом. Однако Валерия не из тех певиц, для кого эксперименты — нечто
подробнее...

История с «Картинками с выставки» Мусоргского известная. В Академии художеств была посмертная выставка работ художника Виктора Гартмана, с которым композитор дружил. Мусоргский отразил в пьесах свои
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...