Срочные новости раздела
Творец, который не сломался: на ТВ показали 5 фильмов с Андреем Смирновым

Творец, который не сломался: на ТВ показали 5 фильмов с Андреем Смирновым

Он снял «Белорусский вокзал» в 29 лет, представляете? Я не представляю, потому что это фильм о войне, где совсем не стреляют, где нет никакой бойни, но люди всё равно умирают от последствий. Вроде мирное небо над головой, бывшие воины (бывших не бывает!) встретились на похоронах друга. А сами они в этой мирной жизни нужны? Не нужны? Или сделали уже свое ратное дело, защитили Родину от врага, а теперь обычные скромные труженики, служащие. Но там кругом война — как она чувствуется, ощущается; вот это братство, это самое главное в жизни, что у них было… Эта песня Окуджавы про «десятый наш десантный батальон»… Как это мог снять 29-летний парень, до сих пор непонятно!

А потом, через несколько лет, «Осень», которую дураки из цензурной комиссии назвали самым эротичным фильмом, который они когда-либо видели. Его почти не пустили на большой экран, разве что где-то в провинции, да и количество копий сильно ограничили. Ну эротический, и что? Там не было секса вообще. Но правы цензоры: суть любви, и сексуальная тоже, ох как видна для тех, кто понимает. Как же он умел, этот Смирнов, снять обнаженные чувства не впрямую, а через реалии жизни, да просто быт. Это точно дорогого стоит. И вот сказала молодому человеку тогдашний министр культуры Фурцева: «Мы вам найдем новое место работы». Представляете? Режиссер за свои шедевральные фильмы получил запрет на профессию! Да, это Советский Союз, ну вот такой…

Некоторые просто не выдерживали столь свинского отношения к себе. Александр Аскольдов снял единственный фильм, но какой — «Комиссар». Положили на полку, запретили, не дали. Он был показан только в перестройку. Но Аскольдова как режиссера уже не было, он сломался, да, и больше так ничего и не снял. Эти цензоры, министры культуры играли судьбами как футбольным мячиком.

Но Смирнов-то боролся, всегда боролся. Нельзя режиссировать — он актер. В кино не зовут — пишет сценарии, пьесы, и не только на русском, на французском тоже. 30 лет он ничего не снимал, а вот сейчас, когда нет запретов (впрочем, для кого-то есть, точно), Андрей Сергеевич будто дорвался до того, для чего и создал его Бог. Он опять снимает — и как!

Нынешние его фильмы, возможно, не чета ранним, первым, великолепным. Но рука Смирнова чувствуется, он все равно до сих пор исследует знаковые вехи жизни русского народа в советский период. И «Жила-была одна баба», и «Француз», и «За нас с вами» — всё это трагедии. Он прав, Андрей Сергеевич, мы до сих пор так и не поняли, как прожили эти последние лет сто, не разобрали, не разобрались. А значит, можем повторить? Гражданская война, Сталин (до и после) — вот о чем он говорит и не может остановиться.

А деньги, откуда берутся деньги? Блистательный режиссер Абдрашитов не снимал последние 20 лет, до самой своей смерти. Потому что стыдно было ходить по «богатеньким буратинам», просить, унижаться. Он не хотел этого. А у Смирнова на «Жила-была одна баба» оказались знаковые спонсоры: Абрамович, Чубайс, Альфред Кох. В нашей личной беседе с ним я так и не понял, зачем он решил брать эти деньги — грязные деньги, как мне казалось. Он даже обиделся. И сейчас я с ним согласен: надо брать, раз дают. Может, для таких миллиардеров это как знак покаяния, как построить церковь. Или отмыть в хорошем смысле (хотя есть ли у слова-понятия «отмыть» хороший смысл?). Уж лучше эти средства пойдут на знаковый, значимый, важнейший фильм о судьбе нации, чем на…

Вот поэтому Андрею Смирнову можно лишь аплодировать стоя. Это творец, который не сломался.

ОТ БОРОВИКА И СЛЫШУ

Генриху Боровику, полит-обозревателю советского периода, исполнилось 95. Да, тогда он был пропагандистом, кто же спорит. Но так же глупо отрицать, что те пропагандисты-журналисты не чета нынешним. Богатыри — не вы.

А Боровик — богатырь, точно. Да, конечно, МГИМО, потом многолетняя работа в АПН явно были связаны с КГБ. Да, когда он выступал в программе «Время», «Международной панораме», отдельные трезвые люди, зрители к его словам относились скептически. Но какая счастливая жизнь, творческая прежде всего! Вот его многолетняя командировка в Америку, где он встречался, сделал интервью с самим Керенским. Это же такой эксклюзив! Вот «горячие точки», которые он прошел с достоинством. Куба, а там встреча с Хемингуэем — опять редчайшее интервью. Он писал пьесы, которые ставили лучшие режиссеры и театры. «Интервью в Буэнос-Айресе», например, про чилийский путч; или «Агент 00», которую сотворил Андрей Гончаров у себя в «Маяковке», а в главной роли играла, пела Наталья Гундарева.

Да, при этом нападал, громил Солженицына, Довлатова — что было, то было. Наверное, по-другому не мог. Но для меня есть как бы два Боровика. Один вот этот, официальный, а другой… После смерти Артема, сына, это трагический человек. Такое пережить… Трагический и мудрый, такой чувствительный, мужественный.

Мы встречались с ним неоднократно. Первый раз у него на работе, когда ему было только 67. И дома у него был, где мне так понравился график, висящий на стене: утро — кофе, утренняя прогулка, написание книги; вечерний моцион; отбой. Не хватает разве что «в 10:00 — подвиг». Помню, отбой у Генриха Аверьяновича был в 22:00, вот так.

Богатыри — не вы, это я к нынешним, болтающим в телевизоре. Богатыри — они: Бовин, Владимир Цветов, Каверзнев, светлой памяти. И Генрих Аверьянович Боровик. Дай Бог здоровья.

ЕГО ЗВАЛИ ФЕДОР

Или Федор Федорович, дядя Федор, Федя. Вот это ласковое «Федя» повторяли все: тренеры, футболисты-коллеги, и не только из «Спартака», ну и, конечно, болельщики. Для них он был свой, родной в доску. Как будто человек из русской народной сказки пришел сюда, стал замечательным футболистом, лучшим из лучших, которого все так любят. Любили.

Сейчас ему бы исполнилось 65, а умер он 10 лет назад. И все знали о его болезни, которая периодически накрывала его. Но он всегда выкарабкивался и даже успел дважды стать лучшим игроком Советского Союза. Он был очень добр по-человечески, никогда не хамил ни на поле, ни в жизни. Он любил людей, тех, для кого он играл, тех, кто им восхищался.

А в футболе это был Мастер, самый настоящий. Как он обводил, как видел поле, какие пасы… До сих пор помню оба его гола в Англии в ворота непобедимой тогда «Астон Вилла». И еще два гола в ворота сборной Португалии в отборе на Евро-1984.

«Матч-ТВ» (а кто же еще!) в юбилей Феди в лучшее свое время, в прайм-тайм, показал три программы: документальный фильм о Черенкове, матч ветеранов «Спартак» — «Динамо» в честь Федора Федоровича (и вот там в интервью они все его называли только Федя), а потом игру 1980 года с Бразилией, где Черенков забил прекрасный гол.

«Знаете, каким он парнем был…». Да, вот таким, как Гагарин. Просто Федя, сказочный герой.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

Возможно, сама певица вместе с продюсером и супругом Иосифом Пригожиным выглядела среди привлеченной к работе молодежи настоящим реликтом. Однако Валерия не из тех певиц, для кого эксперименты — нечто
подробнее...

История с «Картинками с выставки» Мусоргского известная. В Академии художеств была посмертная выставка работ художника Виктора Гартмана, с которым композитор дружил. Мусоргский отразил в пьесах свои
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...