Срочные новости раздела
Луч света в темном государстве

Луч света в темном государстве

Дар прозренчества — это способ видения и постижения мира. Творец обречен строить иллюзии, идеализировать людей и обстоятельства, разочаровываться и вновь — как бы мрачно ни смотрел на жизнь и ни оповещал о своем пессимизме других, — возводить цитадели на песке: в основе созидания (а не разрушения) — стремление упорядочить, систематизировать хаотичную реальность. Знание не убавляет наивности. Она есть гармоническое свойство по-детски воспринимать светлые и темные стороны действительности, поэтому художников называют вечными детьми.

Абсолютизация влитого в ухо яда

Зачем, для чего человек создает параллельную явь — литературу? Причем нафантазированные картины оживают, слова воплощаются, начертанное сбывается! Созданный и затонувший в романе малоизвестного писателя корабль «Титан» был вскоре построен на верфях и затонул — как нарисовано в книге. Магическая загадка? Пророческая непререкаемость? Неужто можно видеть — сквозь дни и века? Да, можно, ибо через литературу жизнь торит и творит самое себя!

Человек всегда хочет сказать и говорит больше, чем произносит. Например, сообщает (под сурдинку или надрывно): «Подаю на развод». А в подтексте — бездна эмоций, омут не сложившихся отношений, семейных распрей и драм, рухнувших надежд, жестоких обид. И собеседнику это понятно, ни расшифровки, ни дополнительных деталей не нужно. Они необязательны. Они — излишество, отягощение, разжевывание, вспомогательный, избыточный довесок. И без них ситуация ясна.

Или изрекает: «Сука начальник!» Нужны ли комментарии? Если тянет выплеснуться — пожалуйста. Но тот, на кого излиты жалобы, тотчас вспоминает своего не к ночи будь помянутого шефа — такого же самодура, бурбона, иезуита — воспроизводит мысленно его образ и связанные с ним невзгоды, и зловещая фигура масштабируется, достигает (при минимуме затраченного воображения) широкоохватного объема, обретает эпический размах и символическое значение.

Вот и писатель пишет не совсем о том или совсем не том или не только о том, о чем пишет. Не о том, что поссорились некие Иван Иванович и Иван Никифорович, не о факте мелкого конфликта (разве стоит уделять бытовому пустяку столь взыскательное повышенное внимание и браться за перо?), а о более существенном, глобальном подтексте досадного ерундового инцидента — людской вздорности, недалекости, напрасной трате драгоценного времени на борьбу чепуховых амбиций.

Писатель пишет не буквально. Пишет, не потому, что ставит целью запечатлеть и увековечить царящий нонсенс (хотя и таковой ракурс может сделаться задачей и темой воплощения), а потому что стремится выразить нечто важное, глубокое, бесконечно тревожащее. Непреходящее. Способное научить, образумить.

Не потому режиссер обращается к накарябанной несколько веков назад (или вчера) пьесе, что свербит-зудит отчебучить и выкаблучить на сцене что-то эдакое, а потому что при помощи иносказательной иллюстрации, состоящей из пышных или аскетичных декораций и суеты действующих лиц, может представить публике собственную концепцию, трактовку, мотивировку человеческих проявлений и исторических катаклизмов. Не абсолютизация влитого в ухо яда занимает истолкователя (то подножный корм и удел криминальных репортеров), не коварство жен, вливающих яд в ушные раковины опостылевших супругов, и дочерей, выгоняющих из дома облагодетельствовавшего их престарелого отца (то хлеб неустанных моралистов-публицистов), а найденный повод обнародовать сугубо индивидуальные суждения и взгляды на вечные язвы и противоречия непостижимой двуногой породы, разноплеменной, изменчивой и неизменной.

Не о том речь, что диковинный лес ополчился и пошел в атаку на обреченного замороченного бунтаря (хотя сама по себе аллегория еще как впечатляет), а о том, что войны происходили и будут происходить отнюдь не в связи с благородной борьбой за социальную справедливость и не потому, что кому-то плохо и нище живется, а по причине неуемной биологической агрессивности хомо-сапиенсной натуры: должна драться, нападать, уничтожать, это ее животный вектор.

Вновь и вновь, поколение за поколением писатели берутся за перо, и не суть важно, что задолго до них обо всем, о чем мало-мальски стоило сказать, исчерпывающе сказано. И в Библии, и у Достоевского, и у Льва Толстого. (Список можно длить бесконечно.) Ответ ищем в той же сфере, где витает вопрос: зачем молиться? Ведь понятно же: обращаться каждодневно или изредка, рутинно и привычно или в душераздирающие отчаянные мгновения — к невидимому, но порой столь ощутимо осязаемому и необходимому Собеседнику, Помощнику, Советчику — очевидный абсурд! Самогипноз. Самообман. Однако: нет ли аналогии? Между обращением к Высшему Судии (условно запечатленному на иконе) и расплывчатому воспринимателю, гипотетическому Слушателю! Не один ли и тот же это продолжающийся вечно диалог?

Наиреальнейшая реальность

Как ни крути, ни нанизывай, ни множь захватывающие повороты и навороты сюжета, ни изобретай невероятно головоломные приключения, скатываешься (возвращаешься) в единожды и навсегда проторенную колею Евангелия от Марка и Иоанна, ибо авторы (только вообразить!) видели Бога, общались с Ним и делятся (без ухищрений и пафосных котурнов) своими непосредственными живыми свидетельствами...

Может ли быть (изложено) что-то более важное, непреходящее, единственно неповторимое?

Последующая мировая словесность занимается интерпретацией. Подбирает крохи. Стержень даже самого многослойно разветвленного произведения легко удается свести к абзацу или половине страницы изложения, а то и к единственной строке пересказа. (К библейской цитате или божественной заповеди — простенькой, но сколь всеобъемлющей: «Не зарься на чужое». И понимаешь: если бы предки-соотечественники следовали этой на поверхности лежащей мудрости, не случилось бы кровавой Октябрьской революции.)

Дайджест романа Хемингуэя «Старик и море» будет выглядеть так: поймал дед рыбину — и потерял улов. Одна из модификаций сказки Пушкина о золотой исполнительнице желаний? Правда, без сварливой старухи ее роль взяли на себя молчаливые акулы. Можно наращивать событийный объем саги экстенсивно, добавляя приключений: а еще герой заехал на остров, а еще срубил пальму — и, возможно, получится как про аргонавтов или как у Фолкнера в притче «Старик» (сравните схожесть заглавий), где унесенный наводнением 1927 года каторжник странствует в лодке от испытания к испытанию, пока не возвращается в тюрьму, с которой сроднился, но событийный каскад вряд ли привнесет много нового в характер и личность персонажа, сопоставимого с застолбившим стезю скитаний Одиссеем. Осовременить образ, обогатить детализацией, безусловно, полезно, однако взрывного вскипания мозгов у читателя не произойдет.

Нудное, доскональное (воинствующее!) фискальное бытописательство отравит самый обнадеживающий, устремленный к незасоренности унылыми подробностями замысел, похоронит изысканность и возвышенность интеллектуальной претензии — под спудом балластов, якорно тянущих на дно бытия, а не подталкивающих дирижабль парящей мысли и мятежного духа ввысь.

Проникновение в глубь характера достигается ювелирным анатомированием мельчайших флюидов памяти и душевных метаморфоз, а не воспроизведением затейливо вытканного поверхностного узора-покрова — именно психологические крапинки оставляют в восприятии читателя неизгладимые метины, будь то тончайше переданная история любви Свана к Одетте у Пруста или ностальгическая неприкаянность на чужбине русского интеллигента Пнина из одноименного романа Набокова. Нет ничего более вещественного, более осязаемого и материального, чем кажущаяся неуловимой «подкожная» эфемерность литературы — она прочнее земной тверди и физиологической жизни (даже потраченной на создание шедевра), можно сказать: это самая наиреальнейшая реальность! Внешняя мозаика катализирует, подогревает интерес к сюжетным перипетиям, держит в напряжении нерв интриги (имеет, так сказать, отправное значение), но правда первооснов человеческой личности обретается в надбытовых сферах, постигается и подтверждается не прирастающим объемом механически нагроможденных декораций, а перекличкой с апостольскими посланиями.

Есть нечто патологическое в пристрастии Набокова отыскивать и заполнять лакуны обойденных вниманием, не уловленных другими писателями, не пригвожденных ими к бумаге (на манер коллекционных бабочек) тайн экзистенциальности. Первооткрывая неисследованные пространства, пронзая их всевидящим оком, складывая калейдоскопичные и размашистые рассказы, романы, стихотворения, пьесы, мемуары в единый материк, мастер словесной эквилибристики Набоков совершает прорывы в неохваченные предыдущими художниками пределы, помечая каждое свое открытие-озарение безупречной незабываемой метафорической биркой, фирменным набоковским тавро, снабжая попутным научным комментарием, музейной энциклопедически точной и эстетически безупречной характеристикой: неожиданнее, чем он, не скажешь, не выразишь, не оттиснешь след в сознании, не передашь прелесть неохватных возможностей Слова.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

Возможно, сама певица вместе с продюсером и супругом Иосифом Пригожиным выглядела среди привлеченной к работе молодежи настоящим реликтом. Однако Валерия не из тех певиц, для кого эксперименты — нечто
подробнее...

История с «Картинками с выставки» Мусоргского известная. В Академии художеств была посмертная выставка работ художника Виктора Гартмана, с которым композитор дружил. Мусоргский отразил в пьесах свои
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...