Срочные новости раздела
Великий парад египетских мумий и святынь Бенина вспомнили на Каирском кинофестивале

Великий парад египетских мумий и святынь Бенина вспомнили на Каирском кинофестивале

В Каире фильмы оценивало какое-то невероятное количество жюри. Сообразно ситуации появились две новые конкурсные программы -палестинского кино и кино сектора Газы. У каждой – свое жюри. Были также судейские коллегии, оценивавшие арабское кино и фильмы африканских стран. 

Одно дело смотреть «Дагомею» на Берлинале, и совсем другое – в каирском контексте. За час с небольшим Мати Диоп сумела эмоционально рассказать о возвращении французскими музеями Бенину некогда вывезенных произведений искусства королевства Дагомея.   Оно располагалось на территориях нынешних африканских государств Того и Бенина. Королевские сокровища из дворцов Абомей похитил и вывез в Париж французский генерал Альфред Доддс в 1892 году в период Второй франко-дагомейской войны. 

Один из артефактов - табурет Катакле - в 1939 году передали Национальному музею Финляндии. 6 ноября 2024 года он также был возвращен Бенину, но этот факт остался уже за рамками фильма.

Все разговоры о том, что награду за «Дагомею» на Берлинале дали сообразно повестке дня, ради поощрения женщин-режиссеров и особенно представительниц не белой расы, в данном случае абсолютно беспочвенны. 

На глазах у зрителей в огромные ящики, напоминающие гробы, бережно укладывают гигантские фигуры и доставляют их на родину. Они изумительны, ни в какой другой культуре ничего подобного нет. В Бенине их вышла встречать вся страна. Люди заполнили улицы, по которым двигалась процессия. Все это производит сильнейшее впечатление: какие лица, какое ликование и осознание единства и значимости своего народа.  

Древние фигуры начинают говорить, когда гаснет свет, и они остаются одни в пустом музейном пространстве. Их голоса глухие, словно идущие из глубины веков, из-под земли. Пока на родину вернулись 26 артефактов. Других ждут своего часа. Рабочие, задействованные на монтировке экспозиции, долго не могут налюбоваться на все эти богатства и послушно покидают зал только после замечания охраны.  

В день открытия выставки в местном музее собралась африканская элита - глава государства, политики, дипломаты, деятели культуры. Пришли дети и старики, женщины и мужчины в изысканных и экзотических для европейцев костюмах. Столько благородства и трепета было в их лицах. На наших глазах происходило нечто очень важное. 26 древних фигур словно разбудили африканский мир, подняли его дух и самосознание. 

Все увиденное удивительным образом совпало с чувствами, которые испытывают египтяне в связи с будущим своих сокровищ. Не тех, которыми наполнены ведущие музеи мира в Нью-Йорке, Лондоне и Париже, а тех, что еще недавно хранились в Египетском национальном музее на площади Тахрир. Они постепенно покидают свой дом, пришедший в плачевное состояние и требующий капитального ремонта.  В ожидании его закрытия, туда устремляются тысячи туристов со всего света.   

В апреле 2021 года уже прошла первая часть великого переселения - «Золотой парад фараонов». Из обветшавшего музея торжественно вывезли 22 царских мумии в сопровождении всадников. Вдоль пути их следования подобно почетному караулу выставили копии древнеегипетских колесниц, статистов и актеров в костюмах древних жрецов и воинов. За процессией, направлявшейся в современное здание Национального музея египетской цивилизации в прямом эфире наблюдал весь мир. 

В старом музее все еще хранятся сокровища Тутанхамона и другие святыни. Часть коллекции вывезена в Большой Египетский музей в Гизе, расположенный рядом с древними пирамидами. Его открытие несколько раз откладывалось. И вот наконец довелось там побывать вместе с жюри во главе с боснийским режиссером и лауреатом «Оскара» Данисом Тановичем. Это тоже отдельная и важная акция, как и отдельная поездка в Гизу мировой прессы.     

Не хватит дня, чтобы детально осмотреть огромные площади, хотя они еще до конца не заполнены. Работает только часть залов. Вечером, когда в темноту погружаются древние пирамиды, здание нового музея напоминает их подсвеченную копию. Наверх поднимаешься на эскалаторе – медленно, словно проплывая мимо исполинов других эпох, так что захватывает дух. Это очень эмоциональное путешествие в прошлое. Редко испытываешь подобные чувства, находясь в самых великолепных современных конструкциях.   

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

Возможно, сама певица вместе с продюсером и супругом Иосифом Пригожиным выглядела среди привлеченной к работе молодежи настоящим реликтом. Однако Валерия не из тех певиц, для кого эксперименты — нечто
подробнее...

История с «Картинками с выставки» Мусоргского известная. В Академии художеств была посмертная выставка работ художника Виктора Гартмана, с которым композитор дружил. Мусоргский отразил в пьесах свои
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...