Срочные новости раздела
Балет-голограмму показали в Москве

Балет-голограмму показали в Москве

«Двухсотлетний человек» - третья часть футуристической трилогии «Я робот», в которую ещё входят AR-опера К. Комольцева «Любовь к трем цукербринам» по роману Виктора Пелевина в постановке Георгия Исаакяна; компьютерная драма «ОНА» (что расшифровывается как «Операционная Новая Система»), созданная по мотивам оскароносного сценария актера и режиссера Спайка Джонса (перевод с английского, адаптация и режиссура Георгия Исаакяна)

Судя по тому, что во всех трех частях самое активное участие принимал гендиректор театра Георгий Исаакян (в балете «Двухсотлетний человек» он не только режиссер-постановщик, но и автором идеи и либретто), футуристическая трилогия «Я робот» - его инициатива, и балет создан в сотрудничестве  с худруком балета театра Сац Кириллом Симоновым, который выступил хореографом-постановщиком балета. 

Айзека Азимова в американской литературной традиции относят к «Большой тройке» писателей-фантастов. Повесть «Двухсотлетний человек» впервые была опубликована в 1976 году, и посвящёна роботу NDR, который стремился стать человеком. Повесть входит в цикл историй писателя о роботах, и произведение получило три самые престижные премии в англоязычной фантастике. На основе повести Айзека Азимова и Роберта Силверберга в 1993 году вышел роман «Позитронный человек»; по которым в 1999 году Крисом Коламбусом был даже снят фильм «Двухсотлетний человек». 

«Я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, завтра становятся насущными проблемами всего человечества… Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству» - говорил Айзек Азимов о своем творчестве. Это же целиком и полностью относится к идее постановки в театре Сац спектакля, посвященного теме взаимоотношения человека и искусственного интеллекта. Разные аспекты столкновения человека и машины - и есть тема этого спектакля, предназначенного для взрослых и детей. Повесть и соответственно балет на её основе поднимают очень важные и особенно актуальные для современного мира проблемы человечности и искусственного интеллекта, рабства и свободы, конформизма и борьбы за свои права, жизни и смерти.

Балет «Двухсотлетний человек» - это история про то, как в роботе, который совершенствуется и постепенно эволюционирует в человека, начинают пробуждаться человеческие чувства. Он сопереживает, сочувствует, любит. При этом спектакль не только про робота, он и о людях. В частности в нем рассказывается про семью, которая в течении нескольких поколений его воспитала и относится к нему как к родному. Эти люди у Айзека Азимова благодаря роботу тоже меняются, и тоже проявляют чувства к машине, любят её.

Довольно эффектное оформление создали для спектакля, художники Анна Кострикова и Денис Сазонов. На сцене действительно появляется самый настоящий робот, но и потом, когда он начинает по ходу спектакля эволюционировать в человека, художники-постановщики придумывают ему костюм, который, и это самое главное, позволяет исполнителю роли робота Эндрю танцевать. Во второй части балета робот, подражая людям, вообще носит «человеческую» одежду и становится от человека не отличим.   

А хореографию для этого персонажа Кирилл Симонов придумал довольно интересную и весьма разнообразную. А главное, как и задумывал постановщик, ему действительно удалось избежать банального танца машин. Робота Эндрю в разных актах балета танцуют разные артисты, поскольку робот, как и человек в балете стареет, и в конце – концов умирает.

В первой части партию молодого робота танцует премьер театра Иван Титов, и этому танцовщику удается отразить в своей пластике чувства и переживания своего героя. Ещё более сложные задачи ставит хореограф перед исполнителем партии Эндрю-старика, с которыми исполнитель партии Олег Кожанов тоже прекрасно справляется.

Кирилл Симонов, по его словам, «хотел уйти «от внешнего к внутреннему, обратиться к тем скрытым процессам, которые происходят с персонажами, к их эмоциям, к их сути. Я хотел сделать спектакль про любовь». И это ему в полной мере удалось. Замечательно, что спектакль решен в неоклассическом стиле и танцы здесь поставлены на основе классической лексики, и даже с применением пальцевой техники. При этом за движениями у Симонова всегда стоит мысль.

Поскольку действие в балете развивается на протяжении длительного времени, перед зрителем проходят несколько поколений людей: на сцене мы видим и Маленькую Мисс, подругу робота Эндрю, которая заботится о нём, в детстве (в этой роли выходят воспитанницы Детской студии театра), и «Взрослую Маленькую Мисс, она же – её внучка и правнучка» (Анна Маркова). Есть в спектакле «Сын Маленькой Мисс» (Виктор Князев), её Внук (Артур Баранов), Сестра Маленькой Мисс (Феличия Руссу), её Бойфренд (Валерий Кравцов). Да и вообще, в спектакле в двух актах на полтора часа много персонажей: в прологе действует и Старинная семья: отец (Максим Подшиваленко), мать (Екатерина Зайцева), дочери. Есть здесь дворецкий (Герман Жуковский, прекрасный артист перешедший в театр Сац из Большого ещё перед пандемией), горничные, шпана на улице, друзья, и, наконец, люди-андроиды…

Спектакль рекомендован детям с 6-летнего возраста, но к сожалению, кроме трех законов робототехники Айзека Азимова никакого либретто к программке не приложено. Так что неподготовленному зрителю (и родителям, которым предстоит детям всё это объяснить) в перипетиях спектакля придется разбираться самому. Хотя это и не слишком сложно. Здесь, например, активно используется экран телевизора, на котором показываются специально снятые ролики (видео - Екатерина Мазухина, Мария Андросова) фактически вводящие зрителя в курс дела. Однако невнятности, все равно возникают. Например, по ходу сюжета в первом действии робота избивают. И тут требуются пояснения (особенно для детей): почему происходит это ничем не спровоцированное нападение.

Интересно, что музыку для этого двухактного балета написал Габриэль Прокофьев, внук великого композитора. Музыка в основе своей естественно электронная и выполняет прикладные задачи иллюстрируя действие на сцене.

Балет имеет подзаголовок «балет-голограмма», и это одно из самых интересных и креативных придумок спектакля. Голограмма или объемное изображение, а также всякого рода проекции действительно используется среди спецэффектов спектакля. В «Двухсотлетнем человеке» применена так называемая технология фотограмметрии, позволяющая перевести множество фотографий одного объекта в 3D-модель и анимировать ее. В спектакле за эту технологию и создание 3D-модели отвечает специалист по музыкально-компьютерным технологиям, художник визуальных эффектов Илья Шушаров. Использование передовых технологий в «Двухсотлетнем человеке», конечно, не самоцель, вовлеченному в действие фантастической повести-балета зрителю на них можно и вовсе не обратить никакого внимание. Но такое оснащение еще более помогает погрузится в историю, рассказанную теперь  в балете. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...