Срочные новости раздела
Прекрасная Елена Михаила Булгакова: где в Москве жила

Прекрасная Елена Михаила Булгакова: где в Москве жила "Маргарита"

— Иван, когда мы говорим, что Елена Булгакова начала влиять на творчество своего великого мужа, о каком событии идет речь? Стали жить вместе, поженились?

— Ее влияние на творчество Михаила Афанасьевича стало ощутимо еще до момента, когда они стали жить вместе. Мы же все понимаем, что женщине совершенно необязательно поселяться у вас дома, чтобы оказывать на вас влияние.

А если без иронии, то предыстория такова. Они познакомились в конце февраля 1929 года. На тот момент Булгаков был достаточно известным драматургом, его пьеса «Дни Турбиных» ставится на сцене МХАТа, «Зойкина квартира» идет в Театре Вахтангова, а «Багровый остров» — в Камерном театре. Елена Сергеевна — законная супруга начальника Московского военного округа товарища Шиловского, у них в браке двое детей.

Совершенно случайным образом по адресу Большой Гнездниковский переулок, дом 10, — так называемый Дом Нирнзее — они знакомятся и сразу начинают чувствовать друг к другу симпатию. Елена Сергеевна писала в воспоминаниях, что это была любовь с первого взгляда. «Это была быстрая, необыкновенно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь», — писала она. А что касается Булгакова, он был более скрытным и о зарождении чувства записей не оставил.

В 1929 году Булгаков задумывает и приступает к написанию нескольких произведений, в том числе пьесы «Блаженство». Он вернется к ней много позже, через четыре года, но важно то, что в пьесе есть сюжет о женщине, обладающей всеми возможными материальными благами, положением в обществе — и отказавшейся от всего этого ради любимого человека. Этот мотив мы можем найти также в пьесе «Адам и Ева» и, конечно же, в «Мастере и Маргарите».

— Сейчас во всех местах, где «ступала нога Булгакова», открыты музеи, посвященные ему? И в каких локациях Михаил Афанасьевич жил с Еленой Сергеевной?

— Адрес, куда Елена Сергеевна сначала начинает приходить как близкая знакомая, помощница, — это Большая Пироговская, дом 35а. Собственно, это квартира, в которой Булгаков жил с 1927-го по 1934 год. С 27-го по 32-й — со своей второй супругой Любовью Белозерской, а с осени 1932-го по 1934-й год — с Еленой Булгаковой. Там сегодня действует постоянная экспозиция нашего музея. А с 1934-го по 1940-й Булгаков и его третья жена проведут в Нащокинском переулке, дом 3. (При СССР этот адрес известен как улица Фурманова, но сегодня историческое название возвращено. — И.В.)

— С именем Елены Булгаковой связана только «хорошая квартира» (это слово берем в особые кавычки, так как такого понятия в булгаковедении нет) или «нехорошая» тоже?

— Нехорошая квартира — это упомянутое в романе место, где жили Берлиоз, Лиходеев, а впоследствии Воланд со своей свитой. Один из возможных прообразов нехорошей квартиры является адрес: Большая Садовая, дом 10, квартира 50. Там в одной из комнат коммуналки Булгаков жил задолго до знакомства с Еленой Сергеевной, в 1921–1924 годах.

Сегодня там располагается основная часть нашего музея. А что вы называете «хорошей квартирой», мне не совсем понятно.

— Квартира на Большой Пироговской.

— Боюсь, в массовом сознании это определение не закрепилось. Но да — они там жили.

— Юрий Борев в знаменитом сборнике афоризмов и анекдотов русской интеллигенции приводит эффектную фразу: «у писателя не должна быть хорошая жена, у него должна быть хорошая вдова».

— После смерти Михаила Афанасьевича в 1940 году была создана Комиссия по литературному наследию Булгакова, в чьи полномочия входила публикация избранных произведений. Это, по сути, было заветной мечтой Елены Сергеевны, чьей основной задачей была подготовка избранных текстов к изданию.

Она очень хотела, чтобы Булгаков вернулся к своему читателю как можно скорее. Но, к сожалению, в четвертом десятилетии XX века произойти это не могло. Хотя вдова будет неоднократно сигнализировать в высшие инстанции, писать в президиум Литературного фонда. Она обратится с письмом лично к Иосифу Сталину в 1946 году, констатируя, что, хотя комиссия создана, результатов ее работы нет.

Но только в середине 50-х ей немного улыбнется удача — тогда удастся напечатать сборник, состоящий из двух пьес: «Дни Турбиных» и «Александр Пушкин».

Параллельно Елена Сергеевна будет составлять план некоторых томов возможного собрания сочинений. В чем еще здесь заключается ее особая роль? Она не только выступала инициатором ряда издательских идей, но и собирала вокруг себя единомышленников: Константин Симонов, Вениамин Каверин, литературовед Абрам Вулис, Константин Федин и другие писатели и деятели культуры.

— Тем самым Булгакова заложила фундамент будущего прорыва.

— В 60-е усилия вдовы Булгакова будут вознаграждены. В 1962-м в серии ЖЗЛ выйдет принадлежащая перу Булгакова «Жизнь господина де Мольера», параллельно увидит свет сборник пьес. После этого произойдет настоящий прорыв — в 1965 году в «Новом мире» опубликуют роман «Записки покойника», а в 1966–1967 годах на страницах журнала «Москва» будет напечатан роман «Мастер и Маргарита».

Также за Еленой Сергеевной окончательно закрепится статус консультанта для театров — ее признают авторитетом, способным объяснить, как правильно понимать творчество Булгакова и адаптировать тексты к сцене. На следующем этапе она параллельно начнет взаимодействовать с режиссерами, когда Александр Алов и Владимир Наумов приступят к экранизации, получившей в итоге название «Бег» (1970 год).

— Какими личными вещами Елены Булгаковой располагает ваш музей? Есть ли что-то такое, к чему она прикасалась лично, что хранит на себе ее метафизическое дыхание?

— Большинство предметов выставлено в действующих экспозициях музея, где можно увидеть, например, ее личный лорнет. На выставке, которая откроется в декабре, будут представлены флакон духов, автографы, архивные документы.

Но иллюстрировать деятельность и судьбу давно жившего человека можно не только вещами из повседневной жизни: флаконом духов или шкатулкой. Есть другие способы.

Мы располагаем открытками 20–30-х годов (на одной из них — как раз упомянутый «небоскреб», построенный по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее), многочисленными фотографиями — отдельно Елены Сергеевны и четы Булгаковых. У нас хранятся машинописи текстов, перепечатанных ею лично, личная переписка, относящаяся к разным отрезкам биографии.

А еще мы располагаем мебелью из Нащокинского переулка. Это секретер, за которым работал Михаил Булгаков, их напольное зеркало, собственный гардероб Елены Сергеевны.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...