Срочные новости раздела
Евгений Писарев поставил в Большом театре «Адриану Лекуврер»

Евгений Писарев поставил в Большом театре «Адриану Лекуврер»

Написанная в самом начале ХХ века «Адриана Лекуврёр» принадлежит к числу незаигранных в России опер. Ее автор, итальянец Франческо Чилеа, относится к так называемым веристам — наряду с Леонкавалло, Масканьи, Джордано и Пуччини (хотя последний в своем величии и гениальности вряд ли укладывается в какие-либо стилистические рамки). То, что «Адриану» редко ставят, как минимум большая ошибка: музыка потрясающе красива, музыкальная драматургия стройна, и лишь запутанный сюжет несколько раздражает своей невнятностью. Впрочем, такое не впервые случается в оперном жанре — достаточно вспомнить анекдот о сюжете вердиевского «Трубадура», за пересказ которого обещана до сих пор так и не врученная бутылка шампанского.

То, что в Большом театре поставили этот шедевр, уже замечательно. То, что он получил столь качественное музыкальное и режиссерское воплощение, замечательно вдвойне. Главная героиня оперы — актриса. Реально существовавшая, игравшая в Комеди Франсез, великая, недосягаемая, трагическая, пафосная. Драматическая! Это важно — так как в партитуре присутствуют именно драматические монологи героини. Молодая певица Светлана Лачина не просто справилась со сложной задачей соединения вокала (партия крайне сложна) с патетической мелодекламацией в духе мольеровского театра, а предложила свое прочтение образа. В ее Адриане нет тяжести и монументальности, вместо этого — изящество, легкость, непосредственность. Лачина дает возможность зрителям насладиться звучанием ее прекрасного голоса и вместе с тем сопереживать героине как живой, реальной женщине, ставшей жертвой ревности и ненависти другой женщины. Эта другая — принцесса де Буйон в исполнении Агунды Кулаевой — величественная, надменная, не прощающая обиды. Объемное, глубокое меццо Кулаевой завораживает красотой тембра, темными красками, богатством обертонов.

Мужские партии спеты не менее впечатляюще. Морис Саксонский в исполнении Олега Долгова — настоящий тенор-герой, как любовник, так и воин, который очень забавно рассказывает о своих победах над русской армией. Морис Саксонский тоже исторический персонаж, прославившийся своими блестящими успехами в военных кампаниях и крайней любвеобильностью. Так что вполне можно считать «Адриану» не только лирической, но и исторической оперой.

И, конечно, последний в списке, но не по значению, Владислав Сулимский в партии Мишонне — звезда Мариинского театра, один из тех немногих оперных солистов, на которых специально ходят и даже ездят в другой город. Здесь собралось все: красивейший баритон, фактура, драматическая игра, обаяние. В результате — проникающий в душу образ настоящей любви мужчины к женщине, ничего не требующей, ни на что не претендующей. Это любовь — служение, высшая форма проявления чувств.

Роль оркестра в этой опере огромна. По сути, партитура Чилеа — симфония, в которую интегрированы человеческие голоса. Мелодизмом проникнута каждая партия, много солирующих тембров, движение практически не останавливается. Дыхание, ритм, пульс — все это перманентно, и даже паузы — не остановки, а элементы непрерывного сквозного развития. Оркестр под руководством Артема Абашева эту задачу отлично понимает и реализует вдохновенно, образуя с солистами гармоничное целое.

Евгений Писарев нашел для режиссерского решения «Адрианы» грандиозный концептуальный ход. В отличие от многих современных режиссеров, которые пытаются «опустить» оперу до бытового уровня, «приблизить» божественный жанр к сериалу для домохозяек, Писарев поступает ровно наоборот: режиссер еще выше поднимает образный строй этого сюжета. И в результате — парадоксальный художественный эффект: подчеркнуто условные, чисто театральные оперные страсти оказываются абсолютно понятными и «цепляющими» на самом простом человеческом уровне.

Мир Адрианы — театр. И именно таким выстраивает пространство — дышащее, свободное, несуетное — Зиновий Марголин. Ложи, занавес, изысканное сочетание цветов, хрустальные люстры, немыслимой красоты белая ротонда — все это расположено в классицистских пропорциях, не загромождая сцену, вызывая ассоциации с версальскими или петербургскими парками и дворцами. Столь же роскошно решены костюмы Виктории Севрюковой, изящно и очень театрально стилизующие шик-блеск эпохи рококо: парад кружев, шелков, позументов, кринолинов, игра разнообразных красок — одних только оттенков бирюзового я насчитала не менее десятка — все это в рамках высокого вкуса и эстетического удовольствия.

Театральность как мироощущение передает и безмолвный кордебалет лакеев. Это удивительный и невероятно трогательный групповой персонаж спектакля — то ли ангелы, то ли невидимые для героев человечки, которые пытаются чем-то помочь, отреагировать, посодействовать, но — тщетно. Им достается лишь почтить рукоплесканиями финальную сцену Адрианы Лекуврёр, великой дивы Комеди Франсез, коварно отравленной, которая начинает умирать по-настоящему, но вовремя спохватывается и завершает сей полный драматической патетики акт как истинная трагическая актриса XVIII века. А у зрителей XXI века — слезы на глазах.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...