Срочные новости раздела
Якутский режиссер Степан Бурнашев:

Якутский режиссер Степан Бурнашев: "По сути, мы становимся кусками мяса"

«Я не увидел в якутской картине какого-то опасного посыла в контексте разжигания межнациональной вражды. Надо внимательно смотреть кино. Здесь, как говорил Козьма Прутков, кто-то перебдел», — сказано ясно, но пока ничего не изменилось, и прокатное удостоверение не вернули. В связи с отзывом прокатного удостоверения у «Айты» киноведы и кинокритики написали открытое письмо министру культуры Ольге Любимовой и в Роскомнадзор, по мнению которого, фильм содержит деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России, а «положительные стороны героев одной национальности противопоставлены подчеркнуто негативным чертам героев другой национальности».

«Айта» — авторское независимое кино о трагедии в якутском поселке. Погибла школьница, оставившая записку о том, что ненавидит некоего Афоню. Подозрение падает на сотрудника полиции, который подвозил в тот вечер девочку. Он русский, и зовут его Афанасий. Односельчане требуют расправы. Следователь пытается узнать правду и не допустить самосуда. Роль следователя сыграл великолепный актер из Якутского театра им. Ойунского Иннокентий Луковцев, Афоню — Андрей Фомин, и после нашего интервью выяснилось, что он житель Арылахского наслега, тракторист, который раньше работал в полиции. По сюжету Степан побывал у Афони дома. А его жена Сардаана приготовила им жареных карасей: накануне Афоня вернулся с рыбалки.

«Айту» на первом российском фестивале авторского кино «Зимний» (жюри возглавлял Алексей Герман-младший) год назад отметили призами за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль, приз достался Иннокентию Луковцеву. А фестиваль проводился при поддержке Министерства культуры, что не помешало позднее лишить картину прокатного удостоверения.

Степан Бурнашев начал снимать кино в 2009 году, не имея кинообразования. У него 14 картин, с десяток сценариев, он еще смонтировал большинство картин своего коллеги Дмитрия Давыдова. Его собственный «Черный снег» — о том, как дальнобойщик откусил в дикий мороз собственную руку, — получил главный приз на фестивале «Окно в Европу» в Выборге. Фильмы Степана показывали в Сеульской синематеке, на кинофестивалях в южнокорейском Пусане, Варшаве, Сиднее, Лос-Анджелесе, на многих российских фестивалях. А совместный с Дмитрием Давыдовым «Ыт» получил два приза Варшавского международного кинофестиваля.

Степан в прошлом — профессиональный спортсмен, толкал гири и стал чемпионом Якутии. Он вырос в селе, выучился на информатика-экономиста, кино снимает на собственные средства. Ради «Айты» продал машину, взял кредит, и об этом не знала даже жена. Картины у Степана разные, как будто их снимали разные люди. На площадке он не только режиссер: если надо, работает водителем, может сыграть небольшую роль, заговорить за кого-то из персонажей в телефонной трубке. Перед началом съемок непременно разговаривает с духами, и они помогают.

Последняя по времени картина Степана — «Эт» — продолжение киноальманаха «Ыт», снятого совместно с Дмитрием Давыдовым. Ссора подростков перерастает в конфликт в родительском чате. Девушка просит сделать ей операцию, а врач ждет полуночи, когда она достигнет совершеннолетия. Парень занимает большую сумму, чтобы получить доход на разнице валютного курса, но курс доллара как назло резко меняется не в его пользу. Старик едет на встречу с убийцей сына. На пути возникает сотрудник ДПС и меняет все.

— Вы сняли уже вторую картину, состоящую из новелл. Что в этом привлекательного?

— Азарт в том, что в одном фильме можно рассказать несколько историй. В отличие от «Ыт» здесь мы поиграли в стилистику съемок, в жанр. Если «Ыт» был снят в едином стиле, то в «Эт» истории более разношерстные. Те, кто знает наше с Дмитрием Давыдовым кино, наверняка не смогут понять, кто из нас снял ту или иную новеллу. Все, что волнует зрителей, собрано в одном альманахе.

— Для меня привлекательнее первая картина — как более аутентичная и диковинная. А новая — универсальная и менее якутская.

— Справедливости ради скажу, что где бы мы ни показывали «Ыт», всюду отмечали универсальность историй. В Варшаве нас благодарили за то, что в деревенских и, возможно, аутентичных историях зритель мог узнать самого себя. Мы показывали «Ыт» во Владивостоке и Чебоксарах, и там отмечали жизненность историй.

— А то, что фильм состоит из новелл, никого не смущает?

— Кого-то, наверное, смущает, но в основном мы получаем хорошие отзывы. Тем, кто любит анализировать, наш альманах нравится. А те, кто хочет посмотреть чисто развлекательное кино, будут немного разочарованы. Фильм требует вдумчивости. Восприятие зависит от того, в каком настроении ты смотришь фильм, какой у тебя жизненный опыт.

— Что означают названия «Ыт» и «Эт»?

— «Ыт» — «собака» или «стреляй». Если посмотреть фильм, то станет понятно, почему у него такое название. Опять же у каждого зрителя может быть своя интерпретация. «Эт» — «скажи» и «мясо». У него тоже два значения. В наших историях что-то недоговаривается, как в новелле про мужа и жену. Мы теряем умение общаться, и конфликтная ситуация с гаишником тоже возникает от неумения слышать друг друга, что приводит к странным последствиям. Появление слов «скажи» и «мясо» связано с тем, что по сути мы становимся кусками мяса. Вроде бы от природы нам дается умение думать, анализировать, общаться, но мы с каждым годом эту способность утрачиваем. И об этом нужно говорить.

— Смотрю ваше кино, и включается внутренний цензор. После первой новеллы начинаешь волноваться за вас, потому что «нехороший человек» — опять русский, как в «Айте», а может быть, еврей. Опять бдительные чиновники увидят в этом мнимую угрозу.

— Так история не о национальности, а о поступках, которые совершены в тех или иных ситуациях. Тут ошибка, связанная с подростковым максимализмом героя. Мы не привязываемся к национальности, не знаем, кто по национальности Матвей Иванович. Наши герои — просто люди. А история в большей степени о самокопании, о том, что мы совершаем в жизни ошибки и с ними живем. Слава богу, что подобных организаций сейчас в стране не существует, но нам стоит об этом помнить, чтобы не повторять ошибки, чтобы не было ребят с бритыми головами и свастикой. Когда мы говорим о событиях прошлого, хороших или плохих, мы должны о них помнить, но не жить этим.

Фильмы, в которых затронуты исторические моменты любой страны, не обязательно России, — это же не флаг, который надо взять в руки и кричать, что кто-то вел себя неподобающим образом. Это воспоминание о том, что такие события имели место быть, и нужно о них не забывать. Я как отец четверых детей болею за то, чтобы у нас было здоровое общество. Мы иногда отстаем в информационном развитии, зациклены на гиперопеке. Мы это показываем в первой истории. Процент разводов ежегодно растет и сейчас составляет порядка 60 процентов не только у нас в стране, это общемировая тенденция. И нам стоит об этом задуматься, строить общество, в котором было бы комфортно жить и нам, и нашим детям. Мы, люди, создаем общество, не государство, не религия. Именно мы. Нам надо перестать искать счастье там, где его нет.

— В вашем первом фильме некоторые новеллы рождались из жизни, связаны с людьми, которых вы знаете. А во второй картине многое придумано?

— Где-то мы объединяли разные истории, реальные события додумывали, по-своему адаптировали. В «Ыт», допустим, одна история была реальная.

— Где глава поселения обхитрил человека, державшего в страхе семью?

— Да. Это история моего отца, которую я из 90-х перенес в наши дни и чуть-чуть видоизменил. Многое придумано, где-то подсмотрено, иногда в других фильмах. Все в голове перемешивается и выплескивается в ту или иную историю.

— Ваш отец снимался в новом фильме? В титрах упоминается несколько Бурнашевых.

— Он не снимался, сыграл только в «Ыт». А Бурнашевых в Якутии достаточно. Это распространенная фамилия.

— Можете представить, чем бы вы теперь занимались, если бы не стали режиссером?

— Сложно сказать. Я же работал в министерстве экономики у себя в Якутии, а потом ушел в свободное плавание. Возможно, я бы стал чиновником, дослужился до заместителя министра. Я до того привык работать, полагаясь только на себя, что не представляю, кем бы мог быть при других обстоятельствах.

— Ваш коллега Дмитрий Давыдов еще недавно был учителем и совмещал работу в школе с режиссурой. А вы, оставив одно, сразу пришли в другую профессию?

— Я занимался фото- и видеоуслугами, чтобы зарабатывать, а потом ушел в кино. Уже с 2012 года решил им заниматься, но на кино не зарабатывал, выживал за счет всяких халтур и только в этом году впервые расплатился со всеми долгами.

— Уже 12 лет вы снимаете кино. Что эти годы вам дали?

— Я же начинал без специального образования, всему учился на съемочной площадке. Было много падений и долгов. Многое пришлось морально и психологически перебороть. Это процесс познания мира. Много всего произошло. Я развелся, сейчас у меня четыре ребенка. Тоже опыт.

— И один еще малыш?

— Родился в прошлом году.

— Когда вы сделали выбор в пользу кино, близкие не говорили: «Что ты делаешь?»

— Один мой дядя даже сказал, что я дурак. Он считал, что мне надо было стать чиновником и всех своих братьев и сестер подтянуть. Я же всегда придерживаюсь мнения, что любой человек должен распоряжаться жизнью по-своему. Можно ему что-то подсказать, дать совет, но в первую очередь важна поддержка. Если она есть и ты веришь в то, что делаешь, то чего-то добьешься. Мне многие в свое время советовали не заниматься кино, в особенности режиссурой, советовали выбрать продюсирование. Они не понимали, почему я вообще этим занимаюсь, — ради режиссуры.

— Вы энергетик по образованию?

— Я отучился полтора года в смоленском филиале Московского энергетического института, потом окончил Якутский госуниверситет, институт математики и информатики. По специальности я информатик-экономист.

— Чем для вас завершилась история с «Айтой» помимо того, что отозвали прокатное удостоверение?

— Надеюсь, через какое-то время фильму вернут «прокатку». Все, кто посмотрел «Айту», понимают, что кино не о том, о чем говорится в документе Роскомнадзора. Тут скорее сказался человеческий фактор. Придет время, когда все встанет на свои места.

— Как мне рассказали, все произошло на экономическом форуме во Владивостоке. Встретились два чиновника. Один спросил: «Видел «Айту»?» — «Нет». — «А ты посмотри», — таким был разговор. Собеседник посмотрел и принял меры.

— Значит, он либо недосмотрел наш фильм, либо у него немного атрофированное восприятие мира.

— Глава Республики Саха поддержал картину. А что было дальше?

— Я читал, что депутаты предложили провести экспертизу. Вроде бы из министерства культуры республики отправили письмо выше, и депутат Госдумы сделал запрос.

— Чиновники невольно оказали вам услугу. Теперь все вас знают.

— Не о такой славе мечталось. Но есть мнение, что ценно любое упоминание, кроме некролога. Кто-то счел происшедшее с «Айтой» чуть ли не пиаром, но я не из тех людей, кто пользуется такими методами.

— Вы многое успели. А что еще хотелось бы сделать?

— Постараюсь осуществить все свои идеи. Их много. Они разные. Есть уже написанные сценарии и заявки на уровне презентаций. Постараюсь снять столько, сколько смогу.

— Вы прошли огромный путь, если вспомнить, с чего все начиналось. Нехватку профессионального образования чувствуете?

— Сейчас нет. Я пытаюсь в этом находить плюсы. У меня нет рамок, надо мной не стоит мастер, который чему-то научил. Я не следую структурам и стараюсь делать так, как хочу. Знаю, как пишется сценарий, но могу нарушить правила. Я сам зритель и снимаю про то, что мне как зрителю было бы интересно.

— Вы уже ветеран. Молодые активно наступают? Они тоже самоучки?

— По большому счету, они такие же, как мы. С образованием — единицы. Считается, что лучше учиться на режиссера попозже, не в 18 лет. Но кто-то учится в вузах.

— Вы, как и Дмитрий Давыдов, живете в Амге, ставшей в Якутии кинематографической Меккой?

— В основном — в Якутске, но каждое лето приезжаю с детьми в Амгу. В прошлом году мы весной туда уехали и вернулись только в январе. Сам я переехал в Якутск в 2000 году, чтобы учиться, но продолжал жить и там, и тут. Расстояние небольшое — 200 км.

— Недавно вы побывали на одном из лучших в Азии кинофестивалей в южнокорейском Пусане. Каков результат?

— Мы участвовали в работе кинорынка с уже готовыми проектами и будущими, искали покупателей и сопродюсеров, познакомились с разными людьми. Очень интересно было. Кто-то ничего не слышал про якутское кино. Время покажет, что из этого получится. В Азии мы пытаемся объяснить, что Россия — тоже Азия. В азиатских странах она считается Европой. Колумбиец заинтересовался копродукцией и покупкой наших фильмов — пока он их смотрит.

— В Колумбии интересное и перспективное кино, пока малоизведанное у нас.

— Да. Нами заинтересовались покупатели из США, Японии, Филиппин и Индонезии, из Малайзии, где кино не так развито, как, например, в Южной Корее или Индонезии. Стараюсь работать по всем направлениям: ищу международную копродукцию, хочу поработать с русскими продюсерами и наконец-то получить поддержку в Министерстве культуры.

— Неужели ни разу не получали?

— Нет. Я подавал заявку в прошлом году — проект «Сонная река», но поддержки не получил. В этом году тоже. Посмотрим, что будет дальше. Хотелось бы снимать кино с хорошим бюджетом и чуть помасштабнее, поработать в Москве и других регионах. Надеюсь, какие-то мои идеи заинтересуют, и я приступлю к съемкам. Написаны сценарии под большой бюджет. Их невозможно снять за 4 миллиона, как «Айту». Одна история происходит в Москве, и мы понимаем, что здесь дороже и продакшн, и актеры. Другой сценарий предполагает большую экспедицию и много локаций, третий — съемки в другой стране, что означает удорожание проекта. Хочется снимать с нормальным бюджетом и ребятам оплачивать их труд, чтобы они не работали за копейки.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...