Срочные новости раздела
В Суздале показали «мерцающую» культуру Тимура Новикова и его последователей

В Суздале показали «мерцающую» культуру Тимура Новикова и его последователей

«Ларец» стоит на высоком берегу Каменки. Отсюда открываются виды на стародавнюю Русь с ее монастырями, приземистыми домиками с затейливыми наличниками и бесконечными просторами. Галерея суздальского Мира центра расположена в классическом деревянном срубе и мало что снаружи выдает ее удивительное содержание. В ведь внутри – современное искусство с большой историей, которое и сегодня – живее всех живых. Проект искусствоведа, куратора, художника, издателя, одного из сподвижников Тимура Новикова Андрея Хлобыстина вобрал в себя более 180 артефактов, которые красноречиво рассказывают о том, что такое «ноль-культура». Формально ее рождение можно отсчитывать с 1982 года, когда Тимур Новиков и Иван Сотников, которым стало скучно и тесно в рядах художников-нонконформистов, объявили дырку в стенде произведением искусства. Они нарекли ее «Ноль-объектом», что вызвало в художественном мире большой скандал. Впрочем, «ноль-объект» возник не на ровном месте – он апеллировал и к «Черному квадрату» Малевича, к идеям нигилизма ХIX века. 

- Трудно сейчас представить, но в 1980-х после восьми вечера просто некуда было пойти, не было никаких молодежных кафе и клубов. Все сидели по мастерским и коммуналкам, - рассказывает Андрей Хлобыстин. – А у людей чесались руки – хотелось заниматься творчеством. Но, если ты не был членом Союза художников, то купить холст и краски просто не мог. Новиков создал новую культуру из нуля, буквально из ничто. Группа «Новые художники» начиналась с восьми человек, а потом стала мейнстримом. То, что выставляется здесь, - это следы «ноль-культуры», документы, архивы, работы, но сам по себе результат – это не конкретная картина, видео или музыка, а сама культура: искусство как образ жизни. Мы и сегодня живем в «нуле» – в горизонте, который очертили эти ребята.

Выставка сложена по принципу куча-мала. Рисунки и картины висит в несколько рядов, плотно примыкая друг к другу. Именно так, скучно, они выставлялись и в 1980-х, и в 1990-х, и потом. Здесь можно найти и известные фотографии Тимура Новикова – в сюртуке и котелке с тростью. Новиков был дэнди и лицедеем, сегодня он мог одеться как заправский франт, а завтра – как старец-пророк. И разнообразные образы Владислава Мамышева-Монро: есть даже редкое видео, где он стоит на горохе в позе собаки. В витринах – фото, документы, выпуски журнала «Художественная воля», который появился вместе с одноименной акцией, во время которой художники сожгли свои работы в Кронштадте. Поверх журналов рассыпаны болванки слайдов – это символы «ноль-культуры», которыми обменивались художники, как бы подтверждая свое участие в братстве.

- У новой культуры был свой кинематограф и музыка, Курехин и группа «Кино», новые композиторы и новый театр, новый университет и новая мода, художественные сквоты и клубно-танцевальная культура, наконец, рейв. «Ноль-культура» в какой-то момент превратилась в мейнстрим, которого сейчас нет. Это была революция, мерцающие следы которой теперь повсюду: ты можешь одеваться как хочешь, ходить куда угодно в любое время. Ты можешь надеть кокошник, пойти на футбол и есть там хот-дог, и никто тебе слово не скажет. Невозможное стало возможным. Ларионовское всечество стало общим местом.

Странное дело, сложенные по принципу куча-мала парадоксальные артефакты вместе – а тут соседствуют и тонко выписанные картины, и угловатые, почти детские рисунки, и портрет розовой панды, подвешенный на пружине, и плакаты в шуточно-соцреалистическом стиле – в каждом зале получились почти как иконостасы. Где есть центральный образ и история вокруг. Они такие же мифологические как библейские сюжеты. Центральным экспонатом первого зала, например, стал слепок с лица Тимура Новикова, сделанный при жизни. Он стоит на деревянном постаменте в окружении рисунков «Новых художников». Бюст сохранил даже запах лидера «Новых». В другом зале ключевым стал портрет Маяковского с зелеными волосами (работа Георгия Гурьянова), который еще в начале ХХ века писал: «Я над всем, что сделано, ставлю «nihil» (ноль). В третьем – центральной стала работа Андрея Бартенева в виде деревянной скульптуры Виктора Цоя, украшенной «декором» из гвоздей. Рядом с Цоем – рисунок самой юной последовательницы «Новых», которой два года, и самой возрастной, которой 86 лет.

Открытие выставки коллекции чудес и диковин проходило под звуки рейва и бесшабашные танцы в стиле «Новых». Между посетителей гулял мужчина в пальто (небезызвестный Александр Петрелли), который то и дело распахивал свое одеяние, чтобы показать новые рисунки «Новых». Так искусство как стиль жизни, в котором нет границ и рамок, проросло в сердце «Золотого кольца» в сказочном «Ларце». А оно, как подметил Андрей Хлобыстин, - тот же самый ноль с дыркой посредине. То есть рифмуется с легендарным «ноль-объектом», с которого началась культура на уникальность, чудаковатость, смешение стилей. «Главное в этой культуре, - добавляет Андрей, - то, что она основана на любви и дружбе».  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...