Срочные новости раздела
В Театре Терезы Дуровой реабилитировали Сальери

В Театре Терезы Дуровой реабилитировали Сальери

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и даже не Сальери, а увертюрой из оперы «Веспасиан» Атилио Ариости, умершего, кстати, еще до рождения обоих. Волшебная, с экспрессией исполненная барочная музыка предвосхитит нечто не волшебное, а скорее криминальное — расследование убийства композитора Моцарта композитором Сальери посредством отравления. Миф и реальность сталкиваются в первой части спектакля продолжительностью чуть больше часа. Но краткость, как известно, сестра таланта. 

А сначала был, как сейчас бы сказали, вброс о смерти Моцарта, совершенный в 1791 году журналистом Георгом Сиверсом (Даниил Исламов). По версии автора пьесы, именно он сообщил своей кухарке Агнешке (Анастасия Тюкова), что в Сословном театре получили письмо с новостью — Моцарт умер. «Надо написать в Берлин, в Музыкальный еженедельник. Там не знают. Там опубликуют», — торопится журналист. Простолюдинка и слыхом не слыхавшая о Моцарте, предположила, что его отравили, и лишь на том основании, что в письме сказано «распух перед смертью». «Крыс когда травишь, они от яда знаешь как пухнут?» Так в мир полетела утка — по возвращении из Праги композитор заболел водянкой, а «так как тело его после смерти не было обследовано, поговаривают даже, что он был отравлен. Мир его праху».

Тема отравления продолжится в Миланском суде, где реально 18 мая 1997 года слушается дело «О защите чести композитора Антонио Сальери». Любопытно, что все имена участников процесса — реальные: Паола Аккардо (гражданский обвинитель), Джулиано Спаццали (защитник — председатель Уголовной палаты Милана), Винченцо Салафия (председатель) и, наконец, Марио Тополини (секретарь суда). Суть иска: «Обелить личность и репутацию великого композитора Антонио Сальери, несправедливо оговоренного в убийстве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта». Истцы уверены, что это заблуждение возникло благодаря произведению русского поэта Александра Пушкина «Моцарт и Сальери».

Адвокат: Русский синьор Пушкин, который ничем не лучше этих низких охотников за сенсациями, из пустых толков раздувает черт знает что! Подливает масла в огонь и уже наверняка закрепляет в общественном сознании эту конструкцию: «Сальери отравил Моцарта» (показывает рукой в воздухе как заголовок). И цементирует ее самым крепким драматическим клеем — завистью!

За детективной линией сюжета интересно следить в силу приведенных документальных свидетельств из жизни гения (вплоть до финансовых и медицинских), малоизвестных массовому зрителю. А также в силу жесткой конструкции, выстроенной Дуровой, и не предполагающей, кажется, иной стилистики в последующих сценах. Но на то она и версия (в переводе с латинского — поворот), чтобы удивлять. Данная версия, резко развернувшись, оказывается в конце XVIII столетия, где легкий Моцарт (Михаил Бубер), рефлексирующий Сальери (Сергей Батов) и… конечно же, музыка. Пожалуй, ей в спектакле отдана пальма первенства. Ария Генри Пёрселла, мадригалы Клаудио Монтеверди в блистательном исполнении артистов театра и септета под управлением Ильи Мовчана — наслаждение для меломанов.

Перед нами маленькая опера, где при сцене скромных размеров организована маленькая оркестровая яма, обозначенная бортиком с балясинами золотистого цвета. Надо сказать, что декорационное оформление, костюмы, цветовое решение, по сути, воссоздают маленький старинный европейский театр, оформленный с большим вкусом. Где звучит клавесин, натуральный, а не в записи (играет Дарья Гуща), поют мадригалы и арии. Три цвета — пурпур, серебро и золото — создают атмосферу спектакля в спектакле, не лишенного интриги и страстей. Две декорационные панели (с одной стороны серебряная, с другой — золотая) будто под управлением музыки бесшумно ходят по заднику сцены, то открывая, то скрывая черную глубину, таинственную и пугающую. Из которой вдруг возникают ученики Моцарта, уличный музыкант, таинственный незнакомец, и исчезают. Наконец сам гений, которого при жизни за гения никто и не держал.

То ли дело Сальери — обласкан властями, при должностях, почестях и жаловании, его оперы исполняются повсеместно. А как он приятен всем, как умен, хитер и обходителен… Не то что этот Моцарт, по поведению застрявший в пубертате. И в музыке у него, если верить императору Иосифу II, «слишком много нот». Это он должен завидовать Сальери, а никак не наоборот. Но гений Моцарта подтвердят века, оставив за Сальери роль замечательного композитора своего времени.

И спектакль Терезы Дуровой такой музыкально-живописный оммаж обоим, и нашему Пушкину, с легкой руки которого, собственно, маленькая трагедия приобрела вневременной масштаб. Тут, надо сказать, три «театральные сестры» — Тереза Дурова, Мария Рыбасова и Виктория Севрюкова — сотворили чудо. Магическое, балансирующее на рубеже веков, меж вымыслом и правдой. Однако с честными намерениями найти истину, но при этом дав нам возможность облиться над вымыслом слезами.

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». И тут же «самый крепкий драматический клей» — зависть.

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?

Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне

Завистник…

Жалко обоих.

Звучит «Реквием, Lacrimosa dies illa, ре минор, К.626». И как сказано в финале: «музыке — не солгать. Музыка — звуковое изложение сияния чистой души. А в буквы можно вплести всякое».

О фактах и вымысле в прочтении пушкинского шедевра обозревателю «МК» рассказал драматург Артем Абрамов.

— Огромным подспорьем для создания пьесы, для того чтобы возник эффектный драматический контрапункт, оказался тот самый суд 1997 года в Милане. Мы случайно наткнулись на информацию о нем, изучили все доступные (а их, к сожалению, совсем немного) материалы, и это дало возможность показать историю суперобъемно. Потому что никто, кроме серьезных историков, до момента того суда не брал на себя труд сколько-нибудь фундаментальной реабилитации Сальери.

К сожалению, доступа к протоколам суда у нас не было, а те люди, с которыми нам удалось связаться, — реальные участники суда, судья, обвинитель и адвокат, уже не очень-то и помнят, как было дело. Поэтому пришлось «додумывать» позиции обвинения и защиты, создавать их заново, с учетом театральной специфики. Однако мы использовали реальную, историческую фактуру по максимуму: имена, даты, цитаты — все это настоящее. Действительно был такой человек, журналист Георг Сиверс, который первым опубликовал заметку о смерти Моцарта, и в которой фигурировало его собственное предположение: «Моцарта, возможно, отравили». По сегодняшним законам журналистики, конечно, это вопиющий непрофессионализм. И, возможно, «благодаря» этому самому Сиверсу слух об отравлении Моцарта руками Сальери укрепился и стал жить своей жизнью.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...

По итогам 2023 года торжественно вручать награды и даже давать экспертную оценку никто не собирался.  Год назад экспертный совет  премии «Белый слон» решил, что для этого не самое лучшее время. Да и
подробнее...