Срочные новости раздела
Накануне юбилея исландский кинорежиссер Фридрик Тор Фридрикссон рассказал о новых проектах

Накануне юбилея исландский кинорежиссер Фридрик Тор Фридрикссон рассказал о новых проектах

Будучи подростком, он с друзьями организовал в Рейкьявике киноклуб. Проектор им предоставило американское посольство, а фильмы — советское. Тогда-то он и увидел фильм Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» и мечтал когда-нибудь увидеть знаменитую одесскую лестницу, где проходили съемки. Об этом Фридрик рассказывал в один из первых визитов в Москву в конце 90-х. Мечту удалось осуществить в 1989 году, когда он впервые посетил Москву и Одессу.

В 1997 году он работал в жюри Сочинского международного кинофестиваля, который проводил Марк Рудинштейн. В 2021 году Фридрикссон участвовал в Днях исландского кино в России. Тогда в Москве и Петербурге прошла его ретроспектива, после которой многие мечтали посетить Исландию.

В 1987-м Фридрикссон основал Исландскую кинокорпорацию, где до сих пор создает свои картины и помогает коллегам и где занимался совместным производством с компаниями Ларса фон Триера и Фрэнсиса Форда Копполы.

В 1997 году в нашем разговоре он сказал, что его школой кино стало само кино. «Я организовал клуб кинолюбителей, посвятил ему четыре года и мог по своему вкусу выбирать любой фильм для просмотра. Мы показали около 600 фильмов кинолюбителям. Я стоял за кинопроектором и каждый фильм видел раз по шесть», — рассказал тогда Фридрикссон.

— Почти 25 лет назад вы приезжали в Москву на ретроспективу ваших фильмов и рассказывали о своей мечте увидеть Потемкинскую лестницу в Одессе, где снимался «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна. Как вы осуществили мечту?

— Я побывал в Одессе еще во времена Советского Союза в 1989 году. Хорошо помню эту дату — тогда родилась моя дочь. Я специально поехал в Одессу, чтобы увидеть Потемкинскую лестницу. Это было потрясающе. Мне очень понравилось это историческое место.

— Какие еще фильмы заставили вас отправиться в путь?

— Больше ничего подобного в моей жизни не было.

— После вашей ретроспективы я мечтала побывать в Исландии, но понадобилось 20 лет, чтобы осуществить мечту.

— Я это понимаю. После моего фильма «Холодная лихорадка» (он был снят в 1994 году, его японский герой отправляется в Исландию, где погибли его родители, чтобы исполнить старинный обряд поминовения и вернуть душам близких покой. — С.Х.) многие японцы хотели приехать в Исландию. Они приезжали, чтобы увидеть те места, где мы снимали. Также многие зрители отправлялись по маршруту, по которому шла пожилая пара в моем фильме «Дети природы».

— Исландия, с одной стороны, большая страна, а с другой — маленькая, немного замкнутая в силу географии. Вам не тесно в ней жить и работать?

— Абсолютно нет. Мне хватает места. У нас много пространства. Может быть, единственный ее недостаток заключается в том, что зимой наша природа весьма депрессивная.

— Судя по вашим фильмам, можно подумать, что вы человек природы. Однако живете в Рейкьявике?

— Живу я в городе, но вы правы, люблю быть на природе, ловить лосось и форель. Смотреть на реку, ее течение, занимаясь рыбалкой, — очень полезное дело для развития мозговой деятельности. Думаю, что для людей с заболеваниями мозга очень полезно ловить рыбу, сидя где-нибудь на берегу реки или находясь по пояс в воде.

— Для режиссера благоприятнее созерцательная жизнь или постоянное движение, ритм?

— Мне больше нравится спокойная атмосфера.

— Интерес к кино с годами не угасает? Нет усталости?

— Нет, я не устал. Мне очень нравится работать в кино. Правда, есть не очень благодарные люди, с которыми я работаю как продюсер. С ними не очень приятно иметь дело. От таких людей я устаю.

— Вы начинали как документалист. А позднее часто доводилось заниматься неигровым кино?

— Я сейчас вернулся к документальному жанру. Расскажу про один мой проект «Солнечный мальчик» 2009 года. Он про мальчика-аутиста, который не общался с людьми, не умел говорить, но в процессе съемок заговорил. Это было чудо для всех. Фильм получил известность, поскольку рассказчиком в нем стала знаменитая британская актриса Кейт Уинслет. В США фильм называли по-другому, по аналогии с «Мамашей Кураж» Бертольда Брехта.

— У вас также есть фильм «Убить поэта», который увидеть не было возможности.

— Мой фильм не о поэте, а о художнике — еще довольно молодом, который неожиданно умер в сорокалетнем возрасте. Он бежал, и у него случился инфаркт. Эта документальная картина называется «Горизонт», и она уже вышла в прокат.

— Вы всегда делаете только то, что хотите? Насколько вы свободны в выборе?

— Я никогда не делаю того, что не хочу. Единственное, что меня иногда ограничивает, это бюджет. В настоящее время в киноиндустрии Исландии средства не так велики, поэтому не все удается осуществить. Тем не менее киноиндустрия у нас на подъеме. Люди любят ходить в кино и особенно стали ценить эту возможность после пандемии.

— Вы смогли бы жить без кино?

— Сейчас, наверное, да. Потихонечку приближаюсь к этому, поскольку я стар. 12 мая мне исполнится 70 лет, поэтому я остываю. Сейчас для меня важнее возможность играть в футбол, чем снимать кино.

— Вы играете?

— Да. Я регулярно играю в футбол, трижды в неделю, в любую погоду и только на улице. Даже при минус 12.

— Что это за команда?

— Команда называется «Объединенные обедом», поскольку мы все время играем во время обеденного перерыва. В ней люди разного возраста. Среди них есть и профессионалы, игравшие в европейских клубах, получившие травму, у которых больше нет возможности играть там. В нашей команде представлено много поколений. Например, мой сын играет с нами. У нас таких пар — отец и сын — несколько, четыре или пять.

— В 2018 году вы приезжали в Москву на чемпионат мира по футболу. Вы заядлый болельщик и постоянно посещаете подобные мероприятия?

— Честно говоря, не так часто сборная Исландии попадает на такие соревнования. Она не настолько сильна и в 2018-м впервые участвовала в чемпионате мира. Но она участвовала в Еврокубке по футболу, и мы поехали туда вместе с сыном. Это была поездка не столько с целью посетить матч, сколько побыть вместе. Это было наше с сыном общее приключение.

— Ваш сын стал кинематографистом?

— К сожалению, нет. Он дизайнер, но играл в четырех моих фильмах — «Мама Гого», «Остров дьявола», «Холодная лихорадка», «Ангелы Вселенной», в которых у него была самая большая роль — брата главного героя.

— А что повлияло на вас? Почему вы с ранних лет увлеклись кино и организовали киноклуб?

— Меня потрясли три фильма, которые привез один из исландских кинематографистов. Они перевернули мое сознание. Мне захотелось заниматься кино и привезти в Исландию еще нечто подобное.

— Почему вы не стали учиться, не окончили киношколу?

— Я смотрел много качественных фильмов. Это и стало моей школой. В кинозале я получил кинообразование. А пять лет назад сам стал обучать студентов, получил звание магистра.

— Кто приходит к вам учиться? Девочки или парни?

— Мальчики и девочки со всего мира. Есть парень из России, девочка из Украины, и они лучшие друзья. У нас очень уважаемая школа, занимающая 12–20-е места в рейтинге киношкол мира. Кто-то из моих студентов живет в Исландии, кто-то специально приехал поступать из самых разных стран, например из Индии. Студенты учатся два года, снимают короткометражки, которые участвуют в конкурсе мировых киношкол. У ребят есть доступ к хорошему оборудованию, и преподавательский состав хороший. Есть разные программы. Кто-то может пойти в университет, чтобы изучать теорию кино в кооперации с нашей киношколой. У нас также есть сценарный курс.

— Что в головах у молодых, вы понимаете?

— Думаю, да. Если говорить о том, чем отличаются мальчики от девочек, то у студентов мужского пола интерес больше к коммерческому кино, боевикам, рок-н-ролльному жанру. А девушкам нравятся спокойные, поэтические картины. Я бы сказал, что лучшие студенты — это женщины. Многие мои студенты подрабатывают осветителями, монтируют. Фильмов в Исландии снимается много, и государство их хорошо поддерживает. У нас много рабочих мест в киносфере, которые неплохо оплачиваются, особенно если это совместное производство с США. Американцы платят гораздо больше, чем могу себе позволить я. Спрос в любом случае огромный. У нас около 500 человек работают в киноиндустрии. Все они востребованы, и сложно найти свободного хорошего специалиста. Так что за будущее моих студентов можно не переживать.

— Профессия кинематографиста уважаема в Исландии? В советские времена режиссеры и актеры были духовными лидерами, с чьим мнением считались. Сейчас не совсем так.

— Наша культура зиждется на литературе, поэтому самые уважаемые люди — писатели. А режиссеры, пожалуй, на втором месте.

— Вам нравится, как лично к вам относятся?

— Мне все равно, честно говоря, что думают про мои работы. Конечно, приятно, когда тебя любят, говорят хорошие слова про твое кино. В последнее время меня стали чаще благодарить за мои картины. Раньше такого не было. Люди постоянно подходят. Не знаю, что сказать на это. Может быть, они думают, что я умираю?

— Скоро у вас юбилей. Предполагаются какие-то торжества?

— Когда мне исполнялось 60, мы с семьей поехали в Италию. В 67 лет, а в Исландии в этом возрасте выходят на пенсию, мои друзья закатили мне вечеринку. Что делать в 70, я пока не решил. Устраивать грандиозное празднование — дорогое удовольствие, поскольку потребуется много крепкого алкоголя. Не уверен, что готов выложить столько денег ради вечеринки.

— Вы предпочитаете простую жизнь? Или же есть статусные вещи, к которым вы привыкли?

— Живу очень простой и скромной жизнью. В 2008 году у нас был серьезный кризис, сильно ударивший по Исландии. Я тогда потерял все, лишился большого дома на территории советского посольства. Сейчас у меня небольшая квартира.

— Что значит на территории советского посольства?

— Дом был построен в 1933 году и первоначально принадлежал мэру Рейкьявика. После его смерти здание передали в пользование советскому посольству, а потом — университету. И только позднее я купил этот дом. Перестроил его, а в 2008-м потерял. Дом отошел банку. Недавно мой лучший друг его купил. Так что у меня появилась возможность вновь там побывать.

— Что вам еще хотелось бы сделать?

— У меня много планов. Я работаю над двумя сценариями, то есть как минимум еще два фильма будет. Одну документальную картину я почти закончил, отснял 50 часов. Это история о парализованном художнике, который рисует при помощи другого художника, подсказывающего, как это надо делать. Как только я вернусь в Рейкьявик, закончу картину. Второй фильм — игровой. Также как продюсер я работаю над игровым фильмом. Режиссер наполовину русский. Его мама из Якутии, отец из Исландии, выпускник ВГИКа. Он, к сожалению, умер в 40 лет. Это будет очень красивый фильм, герой которого пообещал жене свозить ее на Фарерские острова, но не успел выполнить обещание. Он умер. Его кремировали, и жена пила чай с его прахом, а потом уехала на острова. Еще один фильм, съемки которого мы закончили перед моим отъездом в Москву, рассказывает о человеке с тем же заболеванием, что и в «Ангелах Вселенной». Остался постпродакшн.

— В Москве помимо фестиваля у вас есть какие-то планы?

— У меня обычная программа. Приезжая в Москву, я всегда бываю на Красной площади.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

По итогам 2023 года торжественно вручать награды и даже давать экспертную оценку никто не собирался.  Год назад экспертный совет  премии «Белый слон» решил, что для этого не самое лучшее время. Да и
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...