Срочные новости раздела
Зоя Богуславская накануне своего 100-летия открыла выставку «Всегда Зоя. Выставочный роман»

Зоя Богуславская накануне своего 100-летия открыла выставку «Всегда Зоя. Выставочный роман»

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку из Переделкина. У входа ее ждал сюрприз — сын Леонид Богуславский собственной персоной, который специально прилетел издалека и вышел навстречу с цветами. Юбиляршу подхватили под руки и вихрем пронесли по залам в сопровождении десятков камер.

«Трогательно до слез, — повторяла Зоя Борисовна. — Где вы все это взяли? Это же моя медсестра… Режиссеры Алов и Наумов… Они пригласили меня на «Мосфильм». Я была потрясена их предложением... Это не выставка, а история вопроса». Около инсталляции с лыжами, черной птицей и ведром Зоя Богуславская заметила: «Шампанского нет в ведре». У «Дома с ручкой» зачитала со стены собственные воспоминания, остановилась у детской кроватки с мишкой. Потом уже потребовала сняться с сыном: «Положи головку мне на плечи. Будет очень смешно». Суета вокруг была страшная.

Выставка задумана в обратном хронологическом порядке. Сначала идут относительно недавние события — создание Центра Вознесенского, вручение премии «Триумф», потом уже встреча с Вознесенским, счастливые замужества, знакомство с будущим мужем — молодым ученым Борисом Каганом, рождение сына, учеба в ГИТИСе… Целый зал посвящен «Мосфильму», где Богуславская работала в шестом творческом объединении, спасала Тарковского. Детство — это заводная балерина, сведения о родителях, документы, фотографии, на которых отец и мама Эмма Иосифовна, пострадавшая от сфабрикованного «дела врачей». На стендах — биографические подробности. Вот одна из них: «В роддом Зоя Борисовна уезжает из Ленинской библиотеки, где она в это время работает над кандидатской диссертацией».

Художник и архитектор выставки Алексей Трегубов создал несколько инсталляций. Одна из них — эвакуационный госпиталь в Томске, где молодая Зоя Богуславская работала медсестрой в годы Великой Отечественной войны. Это и лестница в доме в Переделкине, напоминающая о поэтических строках Вознесенского. Они много путешествовали по миру, и на выставке установлены два символических кресла с борта самолета.

По словам Алексея, изумрудом выставки стала икона неизвестного автора первой четверти XVI века «Архангел Михаил» из частной коллекции. Какое она имеет отношение к Зое Богуславской? «Когда смотришь на произведение, которому 500 лет, — объясняет Алексей, — то начинаешь к времени относиться нелинейно. Икона относится к теме «Мосфильм» и созданию фильма Тарковского «Андрей Рублев». Зоя Борисовна внесла свою лепту в его появление». 

Богуславская встречалась и дружила со многими выдающимися людьми — Марком Шагалом, Артуром Миллером, Владимиром Высоцким, Хулио Кортасаром, Джиной Лоллобриджидой, Софи Лорен, президентом Кеннеди… На открытии выставки она рассказала, как Вознесенский познакомил ее с Лилей Брик: «Она вначале пренебрежительно ко мне отнеслась, потом осмотрела довольно глубоко… Андрею ее поощрение было очень важно».

Алексей Трегубов поясняет: «Раскрыть все сто лет невозможно, но прикоснуться к своей жизни Зоя Борисовна дала. У меня было чувство, что Андрей Вознесенский помогал нам эту выставку делать. Благодаря ему все становилось на свои места. Хотелось избежать академичного рассказа про жизнь человека, поэтому решили пойти в обратном направлении. Отсюда и название «Выставочный роман». Это в большей степени отклик на воспоминания Зои Борисовны». 

«Самое главное для меня — люди, — призналась нам героиня дня. — Я их люблю. Это мое хобби. Я такое количество ярчайших людей встречала в своей жизни! Я много путешествовала, несколько раз была в Америке, работала в Колумбийском университете, в Париже работала и в Германии. У меня безакцентный немецкий. Французский и английский с каким-то привкусом, а по-немецки говорю как немка, с года и до пяти прожила в Берлине, где отец работал в советском торгпредстве».

О чем она мечтает сейчас? «Прожить остаток жизни без болезней, не быть немощной, иметь силу думать и чувствовать, то есть быть сознательным человеком. Мы живем в тревожное время, очень неустойчивое. Невозможно предсказать, куда оно вырулит. Я жила в суровые эпохи. В самые трудные дни мне помогал ум. У меня очень сильный мыслительный аппарат. Жалею о несделанном. Некоторые книги задумывала, но так и не написала. Сейчас продолжаю писать. Постараюсь вместить в свою книгу сегодняшний день, рассказать о новых людях, с которыми подружилась. Я породнилась с чемпионом по хоккею Вячеславом Фетисовым. Мой внук женат на их потомке. Я у них в доме пару раз бывала, но чего мне не хватает, так это времени. Невозможно разорваться на части и всюду поспеть».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

«Самой большой занозой в заднице сэра Артура Конан Дойла была упрямая одержимость всего мира только одним из его творений - Шерлоком Холмсом, – пишет The Observer. – И сейчас, спустя 94 года после
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...