Срочные новости раздела
Гуляют там животные невиданной красы...

Гуляют там животные невиданной красы...

«Почти весь Церетели в одном месте» - если одним предложением, то увиденное нужно описывать только так. Причем в каком-то смысле выставка преодолевает собственные физические границы: на ней даются отсылки к тем произведениями Зураба Константиновича, которые невозможно занести в двери старинного особняка и которые, собственно, стали его фирменным знаком, потому что «Церетели» и «мощь, размах, масштабность» - слова-синонимы.

Об этом стереотипе, кстати, на открытии говорила зампрезидента Российской академии художеств Манана Попова: «Многие москвичи судят о Церетели в первую очередь по монументальным работам, а у нас представлены, например, миниатюры».

Да, или масштабные скульптурные свершения — в форме эскизов, зарисовок, набросков, «настольных» вариантов. К примеру, 98-метровый московский Петра I - в виде скромной по размерам статуэтки).

Тогда еще подумалось, что даже некое число всем известных произведений, просто иначе упорядоченные, размещенные в других локациях, заслуживали бы внимание публики. Во-первых, потому что дата. Во-вторых, потому что мастерство Церетели бесспорно, а в-третьих, потому что колода карт — это всегда 36 (или 54) игральные карточки, но от этого каждая игра (читай — выставка) не перестает быть интересной. Но пойдем по порядку.

Картины в «стартовом» зале датируются 1954-1958 годами. Самое пронзительное полотно - «Ветеран». Пожилой мужчина в традиционном грузинском головном уборе (предположу, что это сванури, но я не специалист). Деревянный костыль. Усталость на лице и ощущение смертельной тяжести в ногах, подступающей к коленям. «Песнь о Тбилиси», «Имеретия. Плэнер», портрет друга-спортсмена с теннисной ракеткой в руках — это же из раннего Церетели, здесь он по-юношески (или по-детски) непосредственен. Автору «Ветерана» - 20 лет. Но это — уже шедевр, без оговорок и кавычек.

В следующем «советском» периоде творчества влияние эпохи становится более выпуклым. Дайнековская эстетика изображения спортсменов («Лыжники», 1958), и «рабочего класса» с его свершениями («На производстве», 1958, «Высотница», 1957, «На практике», 1957) не выбиваются из общего картинного гула тех лет.

Но уже тогда проступают черты собственного пути, кажется, что первая из «настоящих» картин Церетели — это «Студенты на берегу». И еще он гораздо искреннее, когда рисует родные места, чем когда обращается к «производственным темам». Вот картина «Имеретия», 1959 год. Считается, что изображение не может звучать — но перед этим солнечно-кирпичным полотном слышишь, как стройный хор голосов, набирая силу, поет на грузинском.

Далее - коренная ломка стиля, и это не результат «попадания под влияние»  великих современников. В год ухода Пикассо (1974), у которого Церетели учился и с которым встречался, создается картина «Памяти Пикассо», через пять лет - «Посвящение Пикассо», хотя прославленный испанец присутствует, кажется, в некоем растворенном, рассеянном, как свет, виде, во многих работах.

И тогда же возникает «иконография» Церетели: имеется в виду не только «пиксельность»  картин с эффектом «картинки в картинке», но именно нарастание христианских мотивов, которые обозначились и окрепли задолго до перестройки, когда стало можно печатать иконы и кресты на обложках журналов. 

В 1972 году, экспериментируя с металлом, Церетели не случайно ставит в центр одной из композиций серии «Объекты» христианские кресты. И чем старше становится художник, тем яснее становится его цель дать представление о мире, где много света, солнца и где гуляют животные невиданной красы. Этой сверхзадаче служат даже напоминающие о Ван-Гоге - вездесущие подсолнухи, которых становится все больше и больше, и вот они везде.  Как если бы мы не ходили по картинной галерее, а ехали мимо бесконечного подсолнухового поля. Но это — райские цветы по версии Церетели, как и эти напоминающие вьюрков и одновременно попугаев птицы — райские птицы.

Организаторы выставки составили из работ многолетней серии «Я садовником родился» и «Память» триптих. Центральная картина — поминальные свечи и православные кресты на зеленом фоне (противопоставление жизни и смерти), слева и справа — две цветовых вариации сада, высаженного в виде креста.

Любовь к земле, к труду на ней— национальная черта грузин, но лоза виноградная, которую в фильме «Отец солдата» защищает герой Серго Закариадзе - часть земного сада, у Церетели же мы видим сад небесный.

И на фоне таких откровений становится второстепенным всё — работа в качестве иллюстратора в грузинской версии «Крокодила», графика разных лет, гениальные витражи и панно, даже скульптуры, в которых часто христоцентризма не меньше, чем в живописи.

Вспомним монумент «Добро побеждает зло». В 1990 году его установили перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке: Святой Георгий, поражающий копьем фрагменты советских и американских баллистических ракет с ядерными зарядами. Разрядка с США оказалась кратковременной, из договора «СНВ-II» нашей стране пришлось выйти... Но блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими, кажется, так написано в Библии.

И Церетели, отпраздновавший недавно знаковый юбилей, всегда останется миротворцем, потому что подлинное искусство учит любви и помогает людям найти общий язык.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...