Срочные новости раздела
Прекрасная Елена Михаила Булгакова: где в Москве жила

Прекрасная Елена Михаила Булгакова: где в Москве жила "Маргарита"

— Иван, когда мы говорим, что Елена Булгакова начала влиять на творчество своего великого мужа, о каком событии идет речь? Стали жить вместе, поженились?

— Ее влияние на творчество Михаила Афанасьевича стало ощутимо еще до момента, когда они стали жить вместе. Мы же все понимаем, что женщине совершенно необязательно поселяться у вас дома, чтобы оказывать на вас влияние.

А если без иронии, то предыстория такова. Они познакомились в конце февраля 1929 года. На тот момент Булгаков был достаточно известным драматургом, его пьеса «Дни Турбиных» ставится на сцене МХАТа, «Зойкина квартира» идет в Театре Вахтангова, а «Багровый остров» — в Камерном театре. Елена Сергеевна — законная супруга начальника Московского военного округа товарища Шиловского, у них в браке двое детей.

Совершенно случайным образом по адресу Большой Гнездниковский переулок, дом 10, — так называемый Дом Нирнзее — они знакомятся и сразу начинают чувствовать друг к другу симпатию. Елена Сергеевна писала в воспоминаниях, что это была любовь с первого взгляда. «Это была быстрая, необыкновенно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь», — писала она. А что касается Булгакова, он был более скрытным и о зарождении чувства записей не оставил.

В 1929 году Булгаков задумывает и приступает к написанию нескольких произведений, в том числе пьесы «Блаженство». Он вернется к ней много позже, через четыре года, но важно то, что в пьесе есть сюжет о женщине, обладающей всеми возможными материальными благами, положением в обществе — и отказавшейся от всего этого ради любимого человека. Этот мотив мы можем найти также в пьесе «Адам и Ева» и, конечно же, в «Мастере и Маргарите».

— Сейчас во всех местах, где «ступала нога Булгакова», открыты музеи, посвященные ему? И в каких локациях Михаил Афанасьевич жил с Еленой Сергеевной?

— Адрес, куда Елена Сергеевна сначала начинает приходить как близкая знакомая, помощница, — это Большая Пироговская, дом 35а. Собственно, это квартира, в которой Булгаков жил с 1927-го по 1934 год. С 27-го по 32-й — со своей второй супругой Любовью Белозерской, а с осени 1932-го по 1934-й год — с Еленой Булгаковой. Там сегодня действует постоянная экспозиция нашего музея. А с 1934-го по 1940-й Булгаков и его третья жена проведут в Нащокинском переулке, дом 3. (При СССР этот адрес известен как улица Фурманова, но сегодня историческое название возвращено. — И.В.)

— С именем Елены Булгаковой связана только «хорошая квартира» (это слово берем в особые кавычки, так как такого понятия в булгаковедении нет) или «нехорошая» тоже?

— Нехорошая квартира — это упомянутое в романе место, где жили Берлиоз, Лиходеев, а впоследствии Воланд со своей свитой. Один из возможных прообразов нехорошей квартиры является адрес: Большая Садовая, дом 10, квартира 50. Там в одной из комнат коммуналки Булгаков жил задолго до знакомства с Еленой Сергеевной, в 1921–1924 годах.

Сегодня там располагается основная часть нашего музея. А что вы называете «хорошей квартирой», мне не совсем понятно.

— Квартира на Большой Пироговской.

— Боюсь, в массовом сознании это определение не закрепилось. Но да — они там жили.

— Юрий Борев в знаменитом сборнике афоризмов и анекдотов русской интеллигенции приводит эффектную фразу: «у писателя не должна быть хорошая жена, у него должна быть хорошая вдова».

— После смерти Михаила Афанасьевича в 1940 году была создана Комиссия по литературному наследию Булгакова, в чьи полномочия входила публикация избранных произведений. Это, по сути, было заветной мечтой Елены Сергеевны, чьей основной задачей была подготовка избранных текстов к изданию.

Она очень хотела, чтобы Булгаков вернулся к своему читателю как можно скорее. Но, к сожалению, в четвертом десятилетии XX века произойти это не могло. Хотя вдова будет неоднократно сигнализировать в высшие инстанции, писать в президиум Литературного фонда. Она обратится с письмом лично к Иосифу Сталину в 1946 году, констатируя, что, хотя комиссия создана, результатов ее работы нет.

Но только в середине 50-х ей немного улыбнется удача — тогда удастся напечатать сборник, состоящий из двух пьес: «Дни Турбиных» и «Александр Пушкин».

Параллельно Елена Сергеевна будет составлять план некоторых томов возможного собрания сочинений. В чем еще здесь заключается ее особая роль? Она не только выступала инициатором ряда издательских идей, но и собирала вокруг себя единомышленников: Константин Симонов, Вениамин Каверин, литературовед Абрам Вулис, Константин Федин и другие писатели и деятели культуры.

— Тем самым Булгакова заложила фундамент будущего прорыва.

— В 60-е усилия вдовы Булгакова будут вознаграждены. В 1962-м в серии ЖЗЛ выйдет принадлежащая перу Булгакова «Жизнь господина де Мольера», параллельно увидит свет сборник пьес. После этого произойдет настоящий прорыв — в 1965 году в «Новом мире» опубликуют роман «Записки покойника», а в 1966–1967 годах на страницах журнала «Москва» будет напечатан роман «Мастер и Маргарита».

Также за Еленой Сергеевной окончательно закрепится статус консультанта для театров — ее признают авторитетом, способным объяснить, как правильно понимать творчество Булгакова и адаптировать тексты к сцене. На следующем этапе она параллельно начнет взаимодействовать с режиссерами, когда Александр Алов и Владимир Наумов приступят к экранизации, получившей в итоге название «Бег» (1970 год).

— Какими личными вещами Елены Булгаковой располагает ваш музей? Есть ли что-то такое, к чему она прикасалась лично, что хранит на себе ее метафизическое дыхание?

— Большинство предметов выставлено в действующих экспозициях музея, где можно увидеть, например, ее личный лорнет. На выставке, которая откроется в декабре, будут представлены флакон духов, автографы, архивные документы.

Но иллюстрировать деятельность и судьбу давно жившего человека можно не только вещами из повседневной жизни: флаконом духов или шкатулкой. Есть другие способы.

Мы располагаем открытками 20–30-х годов (на одной из них — как раз упомянутый «небоскреб», построенный по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее), многочисленными фотографиями — отдельно Елены Сергеевны и четы Булгаковых. У нас хранятся машинописи текстов, перепечатанных ею лично, личная переписка, относящаяся к разным отрезкам биографии.

А еще мы располагаем мебелью из Нащокинского переулка. Это секретер, за которым работал Михаил Булгаков, их напольное зеркало, собственный гардероб Елены Сергеевны.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...