Срочные новости раздела
Cостоялась премьера последнего балета Андрея Петрова

Cостоялась премьера последнего балета Андрея Петрова

Напряженный характер исторических событий, которые происходили за 30–40 лет до наступления нашей эры, обрушивается на зрителя буквально с первой минуты спектакля. Ведь в балете рассказывается об истории последней царицы эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов) — Клеопатры VII Филопатор. Не все знают, что девочек в роду Птолемеев, к которому принадлежала египетская царица, называли Клеопатрами.

Надо сказать, что тема о царице Клеопатре была широко востребована в балете и до Петрова. Так, еще в 1781 году в Петербурге Джузеппе Канциани поставил трагический балет в 5 актах «Клеопатра» на музыку Карло Каноббио. Самый же известный балет, посвященный этой женщине, — конечно, балет Михаила Фокина, вышедший в Петербурге под названием «Египетские ночи» по новелле «Ночь Клеопатры» Теофиля Готье на музыку А.С.Аренского «Ночь в Египте», как раз и рассказывающий о том, что за ночь, проведенную в постели с Клеопатрой, безумно в нее влюбленный мужчина должен был заплатить своей жизнью. Для первого балетного Русского сезона в Париже балет был значительно переработан и на премьере в 1909 году показан под названием «Клеопатра» на сборную музыку русских композиторов.

С этим мнением не согласен Андрей Петров, который о своем видении образа царицы Египта говорил так: «Обычно Клеопатру представляют этакой женщиной-вамп, но на самом деле все не так просто. Она была видным государственным деятелем, мудрым политиком, при котором Египет на протяжении 20 лет оставался независимым государством. И романы с Цезарем и Марком помогали Клеопатре укреплять позиции своей страны. И эта линия меня очень заинтересовала».

Сюжет, основанный на ее реально-мифологизированной биографии, предложен и в балете Петрова. Среди его главных героев помимо самой царицы, чье имя стало названием балета, такие исторические фигуры, как Юлий Цезарь и Марк Антоний, но не только… Это и император Октавиан (технически точный Алексей Козанцев), и его сестра Октавия, ставшая, несмотря на его любовь к Клеопатре, женой Марка Антония (это был последний выход на сцену прекрасной примы Кремлевского балета Ирины Аблицовой). Это и Великий Помпей (актерски убедительный Сергей Васюченко, экс-премьер «Кремлевского балета» и незабываемый танцовщик), и мальчик-фараон Птолемей XIII (Екатерина Чекрыжева), младший брат египетской царицы (о том, что он был еще и ее супругом, либретто благочестиво умалчивает); регент при нем, его воспитатель и фактический правитель Египта евнух Ур Пофин, или Потин, — в этой роли вышел великолепный Эдгар Егизарян (явно будущий потенциальный премьер этого театра); Касий (Петр Горбунов, отличный танцовщик «Кремлевского балета», которого, кстати, выбрал когда-то сам Джон Ноймайер на главную роль в своем балете «Времена года»); Брут (премьер театра Егор Мотузов, артист с безграничным обаянием и виртуозностью танца); командующий египетскими войсками Ахилла (выразительный Амир Салимов).

Показывает Петров в мистических сценах своего балета даже египетских богов — Исиду, Гора, Осириса, Сета и Сехмета, — и эти сцены, как и весь спектакль, очень эффектно оформленные художником Григорием Беловым и «одетые» художником по костюмам Ольгой Полянской, относятся к красивейшим и наиболее впечатляющим сценам балета.

Все артисты «Кремлевского балета» были старательны, танцевали увлеченно и уверенно, что называется, на пределе сил и возможностей. Кордебалет в хореографии Петрова, построенный, как всегда, на основе лексики классического танца, в балете «Клеопатра» к тому же оснащенной профильными позами, характерными для древнеегипетских рельефов и фризов, вышколен и точен. Но главная задача в спектакле, конечно же, лежала на исполнителях партий основных героев, чьей любви этот балет, собственно говоря, и посвящен: Клеопатры, Юлия Цезаря и Марка Антония. Партия Цезаря в исполнении Михаила Евгенова психологически и актерски выстроена. Его уверенный и неотразимый герой, по крылатому выражению самого гениального римского полководца, и правда «пришел, увидел, победил». В роли Марка Антония блистательным и виртуозным танцем на премьере отличился Даниил Росланов, герой которого в исполнении этого артиста сложен и противоречив.

Олеся Росланова в партии Клеопатры старалась отойти от определенных клише в восприятии египетской царицы. Она, конечно, как и другие исполнители и создатели балета, смотрела знаменитый голливудский блокбастер и в создании образа находилась под воздействием игры Элизабет Тейлор. Но в исполнении Рослановой это прежде всего любящая женщина, личность сильная, волевая и очень незаурядная. И в балете ее характер показывается в развитии. По отношению к Цезарю ее любовь зависимая — она борется за жизнь. По отношению к Марку Антонию — безоглядная и бескомпромиссная.

— Девочка, которая росла в семье, где убивать родных братьев из-за трона — норма… это важно для образа. В 16 лет сесть на престол, в 20–22 — встретиться с Цезарем, в 28 — спасая страну, идти на встречу с Марком Антонием… И это еще мы не берем промежуточные моменты. Это нужно знать! Ну и прекрасную Элизабет Тейлор нельзя не видеть, — говорит о своем образе и работе над ним Олеся Росланова.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Клеопатра VII правила Египтом 22 года последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем, уничтожив их, — в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Некоторые историки все же полагают, что приписываемые ей развратность и коварство были реальны. Например, сохранилось суждение о Клеопатре римского историка IV в. Аврелия Виктора: «Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...