Срочные новости раздела
Предчувствие перемен и слома: в Третьяковке показали Серебряный век

Предчувствие перемен и слома: в Третьяковке показали Серебряный век

– Это период слома реалистической формы и рождения новой эстетической модели XX века. Акварель, гуашь, темпера, пастель — быстрые техники позволяли художникам живо реагировать на ситуацию времени, наполненным предчувствием перемен и неопределенности будущего, – рассказывает один из кураторов выставки, завотделом графики XVIII — начала XX века Третьяковской галереи Ирина Шуманова.

Проект открывает обзор главных художественных групп и арт-объединения переломного времени. Здесь и «Мир искусства», и «Весы», и «Скорпион», и «Золотое руно» – журналы, где художники публиковали свои работы и манифесты. Между ними шла острая полемика, при этом авторы нередко меняли «лагерь» и сотрудничали с разными группами.

Сама жизнь толкала на поиски нового, быструю смену форм и техник или на ностальгию по старому. Ведь то было время технического прорыва, когда фотография «отменяла» классический реализм, а промышленными новации порождали принципиально новый вектор искусства, как, например, футуризм.

Неопределенность будущего заставляла искать ответы в прошлом. Причем петербургские художники больше обращались к золотому веку, а московские – к допетровской Руси. Велик был интерес и к религиозной теме.

Михаил Нестеров, Наталия Гончарова, Николай Рерих, Сергей Чехонин, Виктор Васнецов, Кузьма Петров-Водкин занимались проектированием и оформлением храмов, но многие их идеи остаются только в графических набросках. Церковное искусство, к которому обращаются многие известные мастера рубежа ХIХ – ХХ веков, тоже трансформируется, уходят от традиций и переживает перелом. Другие авторы используют иконописные мотивы, чтобы передать ощущение смутного времени и потерянности, есть оно, например, в «Серафиме» Врубеля и «Голгофе» Филонова.

Но ярче всего в пограничное время проявляется мотив лицедейства. Герои в маскарадных костюмах, музыканты и арлекины, гости артистических кабаре, зрители в театральной ложе – художники режиссируют аллегорические сцены, казалось бы, наполненные изяществом и весельем. Только вот за каждой маской скрывается потаенная тревога, каждый маскарад словно пир во время чумы. Не случайно в последнем зале выставки представлена композиция Юрия Анненкова с говорящим названием «Распятый Арлекин», где сходятся несколько смысловых и исторических линий экспозиции. 

- Художники Серебряного века хотели воспарить над действительностью, уйти от нее, превращаясь в странствующих арлекинов. Это своего рода ролевая модель поведения того времени, — поясняет еще один куратор проекта, старший научный сотрудник ГТГ Евгения Илюхина.

Все это яркое и пестрое разнообразие творческих поисков и отражений эпохи перемен приводит к «Часам» Марка Шагала. Перед нами огромные старинные часы на тревожном желтом фоне. В углу полотна – неестественно маленький человек, сидящий спиной к массивной конструкции, который смотрит в окно и видит там лишь кромешную тьму. Здесь, в одиночестве, лицом к лицу с бездной, «человек играющий», кажется, сбрасывает маску, которая позволяла ему на публике держаться, и предстает настоящим, со всеми своими сомнениями и волнениями, отраженными на почти каменном лице.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...