Срочные новости раздела
«Левша» из Макеевки: от национальной гордости до комплекса неполноценности

«Левша» из Макеевки: от национальной гордости до комплекса неполноценности

Впрочем, сказ Лескова артисты из Макеевки начинают с декламации стихотворения Лермонтова «Родина». 

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой.

Лермонтова читает мужичок совсем невеликого роста, с взъерошенными рыжими волосами. «Как есть Левша, - подумала я. - Он же как у Лескова «рыжий и косой», а не русопятый молодец, каким обычно изображали тульского оружейника в анимации и мюзиклах.

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам…

Поэтическая увертюра, к которой вскоре присоединились другие артисты, выстроившиеся фронтально к зрителю, обещала серьезный литературный театр в народном духе. Но не успели зрители смиренно принять предложенную стилистику, как увертюра резко сделала рывок в сторону комедии, точнее фарса с музыкальными номерами. Постановка Максима Ждановича, стала похожа на анимированный лубок, заиграла, но при этом строго следовала тексту писателя, которого Толстой  называл «самым русским из русских писателей». Артисты легко и как то отчаянно-весело обращались с материалом, колоритным, с занятными  неологизмами, стилизованными под народную речь. В помощь была и группа музыкантов, разместившаяся слева в глубине сцены, которая  от начала до конца сопровождала повествование о тульском Левше и о стальной блохе аглицкого производства, которую он, маленький, да еще и косой,  подковал. 

Деревянный помост, установленный  под наклоном на Новой сцене Вахтанговского,  собственно один и представлял собой декорацию, становясь то Европой, куда отправился русский царь Александр I в сопровождении казацкого атамана Платова, то Лондоном, где ему явили соринку в шкатулочке. «Это, – отвечают, – не соринка, а нимфозория». – «Живая она?» – «Никак нет, - отвечают , - не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середине в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она сейчас и начнет дансе танцевать». Актриса, исполнявшая роль блохи, била чечетку, к ней весело присоединились другие. Потом Англию на помосте сменяли покои русского императора Николая I, под ним же Левша со товарищами колдовали над аглицким изобретением, а ближе к финалу его раскачивало бушующее море, которым в Петербург возвращался Левша. 

Актеры - Вадим Басалыгин (Левша), Евгений Романенко (царь), Максим Жданович (атаман Платов), Валерий Машошин (англичанин), Валерия Аршинова (блоха) и другие на ходу меняли маски, играли легко, с азартом. Левша был трогательно доверчив ко всему, Царь - сказочно прост и наивен, а англичанин, что стальную блоху ему показывал, высокомерен и, как положено британцу, себе на уме.

Жанр лубка режиссер выдержал во всем: в игре, в сценическом, более, чем скромном, оформлении (Александр Григоров), в музыкальном (Сурен Арутюнянц). Инструменты, сделанные из бутылок и прочих подручных предметов, добавляли колорита инструментам народным и классическим. Малобюджетность достаточно большой постановки (на сцене порядка двадцати человек) была очевидна. Но про внешний вид ее нельзя сказать, как в том анекдоте про Эрмитаж, куда зашел олигарх: «Чистенько, но бедненько».  Напротив,  костюмы выглядели достойно,  решены остроумно. Когда директор театра Владислав Слухаенко после спектакля озвучил мне бюджет «Блохи», показалось, что я ослышалась - 250 (!!!) тысяч рублей, а потом стало неловко за постановки некоторых столичных театров, о  которых, кроме бюджетов с шестью или семью нулями сказать нечего. 

Фото: Владимир Луповский   

А сказ Лескова, написанный в 1881 году, и который был бит со всех сторон как либералами, так и патриотами, звучал поразительно актуально, точно вчера сочинен: про противостояние и вечное соперничество России и Европы, о всегдашнем снисходительно-презренном отношении последней к первой. И самоуничижении русского человека, даже богатого и властного, при виде иностранца, к которому почтения у нас всегда больше, чем к соотечественнику, даже если он - Левша, чистый воды гений.  Что, собственно, и находим в финале истории рыжего и косого мастера: по возвращению его из Англии шкипера, с которым Левша на спор пил, как гражданина иностранного, хоть и недружественного теперь государства, свезли в приличную больницу, где бульоном и заботой выходили, а Левшу, блоху подковавшего, - в простонародную Обуховскую, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Так этот русский гений перед смертью не родину и власть проклинал, а просил доктора сказать царю оружейный секрет чистки стволов: что, мол, «у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Только до царя, как это у нас водится, эти слова не донесли, а если б донесли « в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был». В общем, «Люблю Россию я, но странною любовью»…

А Донецкий молодежный театр из-за обстрелов в Макеевке не работает. Включенный в программу «Больших гастролей» Министерства культуры России, он колесит по стране, показывает свои спектакли.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...