Срочные новости раздела
Скончался искусствовед, культуролог, профессор Олег Кривцун: «Обладал даром систематизатора»

Скончался искусствовед, культуролог, профессор Олег Кривцун: «Обладал даром систематизатора»

Олег Александрович Кривцун родился 18 февраля 1954 года в Москве. Окончил филфак Ленинградского государственного университета (1976), затем и аспирантуру МГУ им. М.В.Ломоносова по кафедре эстетики (1979), там же защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблемы художественности в искусстве (из истории немецкой классической эстетики)» в 1980-м. Еще 12 лет писал докторскую «Искусство в контексте истории культуры. Эстетический анализ», которую защитил уже после распада СССР — в 1992 году. Но еще на излете советской эпохи из-под его пера начали выходить работы, на которых теперь держится профессиональное искусствоведческое и культурологическое образование. В 1986 году была опубликована его первая фундаментальная работа «Искусство и мир человека», заложившая вектор развития его анализа процессов в культуре. Культурологический метод Кривцуна был основан на гуманизме. Он считал, что в каждую новую эпоху нужны свои выразительные структуры, будь то язык линий, цветовых отношений, объемов, приемов светоносности, необычных композиций, перформанс или инсталляция, но каким бы ни был художественный язык, он всегда отражает человеческое восприятие.

«В одни эпохи ценят не полноту переживания человека, а высоту этого переживания. Однако проходит время, вспыхивает иной интерес к человеку, к другим ипостасям его бытия — и вот уже вся повседневность втягивается в фокус зрения художника, и мимолетное выступает как ценность (импрессионисты — К.Моне, Э.Дега, К.Дебюсси, М.Равель). Усиление доверия к чувственности, к интенсивному току переживания как важному атрибуту художественно-совершенного открывает иные краски бытия без деления его на высокое и низкое. Таким образом, всякий новый «регистр» зрения художника — это каждый раз новое открытие человека. Выявление таких нюансов позволяет нам разглядеть неведомые оттенки в модусах жизни человеческого духа», — писал Кривцун в работе «Мера человеческого в искусстве: исторические модификации», которая стала одним из многих продолжений его первых трудов.

Уже в 1990-х опубликованы такие труды, как «Эволюция художественных форм. Культурологический анализ», учебники «Эстетика» и «Психология искусства», энциклопедический словарь «Основные понятия теории искусства», которые стали базовыми для образовательных программ большинства профильных вузов. Олег Кривцун написал сотни трудов, в том числе четыре монографии. Его работы получили широкое признание в профессиональной среде и не раз были отмечены различными наградами.

С 2001-го по 2018-й Кривцун заведовал отделом теории искусства и эстетики Института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. В 2004 году получил звание заслуженного деятеля искусств РФ. В 2009-м стал лауреатом Премии города Москвы в области литературы и искусства. Он регулярно участвовал в заседаниях президиума РАХ, при этом успевал преподавать в МГУ и Литературном институте им. М.Горького. Но самым родным для него оставался Институт искусствознания, где профессор работал с 1983 года. А пять лет назад Олег Александрович возглавил специализированный журнал, который выпускает ГИИ. Директор Института искусствознания Наталья Сиповская с большой теплотой вспоминает одного из главных научных сотрудников научно-исследовательского центра:

— Уход Олега Александровича Кривцуна для нас большая потеря, — говорит Наталья Владимировна. — Он провел много лет в стенах института, и эти годы прошли в успешном труде. Его вклад в развитие отечественной эстетики трудно переоценить. С одной стороны, у него был талант к открытию новых направлений в эстетике и культурологии, с другой — исследователей много, а людей, которые способны системно изложить материал как программу обучения для молодых специалистов, мало. Это талант действительно редкий. Олег Александрович обладал этим даром систематизатора, человека, который занимается обобщением накопленного знания. Поэтому его работы по составлению методических пособий крайне интересны и получали всегда заслуженно высокие отзывы специалистов. Он воспитал целую плеяду замечательных исследователей. Самое главное — его чрезвычайно инициативная позиция в организации разнообразных исследовательских проектов. Последнее из таких начинаний, которое сейчас получает развитие в Институте искусствознания, это отдельный межинститутский семинар «Теоретические проблемы художественного творчества и языка искусства» и подготовка на его основе коллективной монографии об антропологии культуры. Не менее важен его вклад в создание одного из наших журналов «Художественная культура», шеф-редактором которого Кривцун был на протяжении последних пяти лет. Он входит в десятку наиболее уважаемых изданий по культурологии и искусствоведению. Трудно сказать, как мы переживем эту потерю. Конечно, уход любого человека печален, но для нас уход Олега Александровича — это еще и необходимость продолжить работу над его проектами, для чего мы приложим все усилия.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

Богуславская, как булгаковская Маргарита, стоически принимала поцелуи и восторги гостей. Она могла бы улететь на метле в своем мерцающем парчовом платье. Никто бы не удивился. Она приехала на выставку
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

В фойе театра открыта выставка фотохудожника Андрея Безукладникова «Эхо андеграунда. Из жизни нонсенсориков» (у худрука «Электротеатра Станиславский» был оперный сериал «Нонсенсорики Дримса»). На ней
подробнее...

Омываемые ливнем и сбиваемые с ног порывами ледяного ветра гости церемонии упорно шли по красной ковровой дорожке. Некоторые даже проявляли особое мужество и задерживались для раздачи интервью.
подробнее...

Огромное генеалогическое древо художник начертал белым мелом на черных стенах национального павильона Австралии. В нижних строчках сотни имен его реальных родственников, кровную связь с которыми ему
подробнее...

Превью 60-й Венецианской биеннале, тема которой – «Иностранцы повсюду», проходило, мягко говоря, в оживленной обстановке. Пропалестинские активисты устроили митинг около павильона Израиля, который в
подробнее...

— «Русский сад» посвящен нашей цивилизации, ее традициям, основам, — рассказывает Иван Глазунов в полутьме Подземного музея.Здесь можно найти писаных красавиц в сарафанах и кокошниках в домашних
подробнее...

Горан Радованович – сценарист и режиссер документального и игрового кино. В 1995-м вышел фильм по его сценарию «Русский паровоз» (режиссер Ненад Дьяпич) с Роланом Быковым, Еленой Санаевой, Михаилом
подробнее...

Например, сейчас популярен нон-фикшн, а именно в этом жанре написаны самые ее известные произведения начиная с 1960-х годов. У нас появились понятия «арт-менеджер», «куратор культурных проектов», а
подробнее...

В этом году форум был посвящён юбилею Иммануила Канта, поэтому в его основу легла идея философии культуры и менеджмента. Что нашло отражение в названиях многих выступлений - "Философия управления:
подробнее...