Срочные новости раздела
В Театре Камбуровой спели оду Петербургу

В Театре Камбуровой спели оду Петербургу

Публика заходит в зал под торжественные звуки «Гимна великому городу» Рейнгольда Глиэра. И каждый, кто часто ездит из Питера в Москву на ночном поезде, узнает эту музыку с первых тактов, даже не зная, кто ее автор. Но все знают точно – это про Питер.

Зрительный зал выстроен по горизонтали: ряды тянутся вдоль длинного сценического подиума, поначалу закрытого от публики прозрачным занавесом. Он падает - открывается миниатюрная Нева и фасады домов на набережной. Публика смотрит на город, как бы с другого берега реки. В глубине расположился оркестр, который то закрывается от зрителей черными занавесками, то предстает во всей своей красе. И в этом читается определенная драматургическая идея. Верхний ярус сценического пространства – балконы домов, но уже в натуральную величину. Вот такая перепутанная перспектива, которая очень точно воспроизводит перепутанный мир человеческого воображения. 

Четыре актрисы – Елена Веремеенко (она же является автором идеи), Анна Комова, Виктория Тихомирова и Лейла Эгамова – это ангелы Петербурга. Они заботливо подготавливают город к наступлению утра. Украшают набережную. Следят за тем, чтобы в окнах зажигался свет, чтобы Нева не выходила из берегов. Они отвечают за ритм жизни Петербурга-Петрограда-Ленинграда, во всем соглашаясь с его историей, не противоборствуя ей, а лишь содействуя чудесам этого гения места.

И чудеса, надо сказать, на самом деле свершаются на глазах зрителей на протяжении всего спектакля. Нева течет и несет в своих водах все то, что мы связываем с культурой Петербурга: фонари, перо и чернильницу Пушкина, Нос майора Ковалева, топор Раскольникова, статую Медного всадника… Ангелы следят за тем, чтобы ничего не застревало, летело по невским водам, но при этом успевают петь прекрасное четырехголосие, в которое Олег Синкин превратил гениальную побочную партию первой части 5 симфонии Шостаковича.

А потом наступает время Петрограда. И в действие включается музыка другого автора – Владимира Дашкевича. Хор из его до сих пор не поставленной оперы «Двенадцать» по Блоку «Идут, идут, идут» - олицетворение «колыбели революции», которая уж точно никого не успокоила. Приходит новое время. Отныне Ленинград живет идеями коммунизма, и его ангелы вместе с ним: одетые в комбинезоны и красные косынки, они бодро украшают фасады крошечными алыми стягами и поют один из немногих песенных шлягеров Шостаковича «Нас утро встречает прохладой». И – как ответ на песню, текст которой написал Борис Корнилов, расстрелянный в 1938 году, наступает следующий эпизод. В исполнении Елены Камбуровой на высочайшем трагическом градусе звучит в записи композиция Владимира Дашкевича на текст Осипа Мандельштама «Ленинград». Однако это лишь начало трагедии – дальше война, рев самолетов, взрывы, блокада, ритм метронома. Трогательный до слез момент – когда ангелы бинтуют фасады домов, защищая их от ударов артиллерии и бомб. Конечно, все это происходит на фоне темы нашествия из Седьмой симфонии. И когда на инструментальное звучание накладываются стонущие голоса певиц, напряжение достигает высшей точки.

На изумленных глазах зрителей вода в реке застывает и покрывается льдом. Идет снег. А по дороге через сугробы движется машина. Она застревает в снежных сугробах, но замерзшие руки ангелов, освобождают лед от завалов, превращая его в дорогу жизни. Постепенно лед оттаивает, вода вновь начинает движение, но радости в этом мало: Нева окрашивается кровью, и по ней плывут гробы, саночки, человеческие тела, завернутые в простыни. Это очень страшно, если честно. И очень честно со стороны художников, рискующих погрузить зрителя в настоящую высокую трагедию.

Хочется, но нельзя поддаваться соблазну и подробно рассказывать о каждом трюке, придуманном Иваном Поповски и разработанном конструктором Константином Лебедевым. Скажу лишь о финале. Для образа сегодняшнего Питера был выбран бриг «Россия» под алыми парусами, который традиционно проплывает по Неве в период белых ночей на празднике выпускников. И, конечно, это попадание в «десятку». В этот момент звучит песня «Родина слышит» - экстатическое сочинение Шостаковича, которое в аранжировке Олега Синкина приобретает еще более молитвенное звучание. Вообще о работе Синкина в этом спектакле можно написать, как минимум, курсовую работу в консерватории. И начать надо с его собственной фуги на тему D ES C H – монограмма Шостаковича, которой композитор не раз «подписывал» свои сочинения.

В финале зал устроил настоящую овацию. И казалось, что и авторы, и участники спектакля, да и все зрители, могли бы присоединиться к словам Шостаковича, сказанным им о Петербурге-Петрограде-Ленинграде: «Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников…»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

Возможно, сама певица вместе с продюсером и супругом Иосифом Пригожиным выглядела среди привлеченной к работе молодежи настоящим реликтом. Однако Валерия не из тех певиц, для кого эксперименты — нечто
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

История с «Картинками с выставки» Мусоргского известная. В Академии художеств была посмертная выставка работ художника Виктора Гартмана, с которым композитор дружил. Мусоргский отразил в пьесах свои
подробнее...

Открылся ФАНК монтажным фильмом «Гидроэлектросчастье» Александра Маркова (Франция) — о советских специалистах, строивших гидроэлектростанцию на Ниле. Инженер Вадим знакомится на турбазе с биологом
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

Юрий Коротков родился 10 июня 1955 года в городе Печора Республики Коми. Он окончил Литинститут, учился там у легендарного Льва Ошанина. Потом поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где
подробнее...

В День смеха (или как его иначе называют, День дурака) пришлось немного понервничать, посмеяться и даже пустить слезу. Всему виной — «Внезапные чтения» рассказов Александра Гутина. По пути на
подробнее...

В спектакль все сорок с лишним  глав романа, разумеется, не вошли. Как и не все слова из богослужебного и церковного обихода (их 625),  цитаты из богослужебной литературы (их 139), включая сюжеты из
подробнее...

1944 год. В крохотном голландском городке, где из развлечений лишь филармония да бордель, намечается премьера оперы «Кармен». Но вдруг ее отменяют: как это так? Главная героиня - цыганка! Да и вообще,
подробнее...